История русского театра знает немало самородков актерского мастерства, одним из которых была, без сомнения, Пелагея Стрепетова. Она родилась 160 лет назад, в октябре 1850 года, и за свою короткую жизнь сумела пробиться из нижегородской глубинки к ярким столичным театрам, покорить Москву и Петербург, обрести короткое счастье и познать горечь утрат.
Своих настоящих родителей, как и точную дату рождения, Стрепетова не знала — девочка была подкидышем по имени Полина. Пелагеей она станет потом — когда сама выйдет на сцену. Сверток с ребенком на ступеньках своего дома обнаружили Антип Григорьевич и Елизавета Ивановна Стрепетовы. Он был парикмахером, а она — актрисой нижегородского театра, так что путь на сцену был практически предначертан Полине самой судьбой.
Как часто бывает в провинции, по городу поползли слухи об истинном происхождении ребенка. Поговаривали, что девочка в семье Стрепетовых на самом деле — плод запретной любви актрисы Глазуновой, служившей в тот сезон в нижегородском театре, и гвардейского офицера Балакирева. Несмотря на то, что приемные родители были добры и внимательны, ощущение некоторой неполноценности из-за своего происхождения сопровождало Полину всю жизнь.
Стрепетовы искренне обожали девочку: мать была дамой высоких моральных качеств, а отец — человеком редкой души, однако, с большой тяге к выпивке. Оба они трудились в театре и с младых лет прививали дочери любовь к сцене, при этом бдительно ограждая ее от закулисных интриг. С семи лет девочка начала и сама появляться в спектаклях, исполняя детские роли.
Образования молодая актриса толком не получила. Какое-то время пожилой сосед обучал ее грамоте, а девичьим воспитанием ведала няня, бывшая крепостная. С юных лет Полина мечтала вырваться из окружавшей ее серой обыденности, нищеты и постоянной борьбы за место под солнцем. Но с внешностью, которой обладала девушка, сделать это оказалось непросто.
Неказистая фигура, неправильные черты лица — примерно так характеризовали Стрепетову современники, а сегодня мы можем увидеть подтверждение их слов на портретах актрисы. Однако желание девушки было столь велико, что, казалось, остановить ее ничто и никто не сможет. Полина по много часов занималась танцами и драматическим искусством, готовила себе костюмы, посещала спектакли и впитывала впечатления от игры знаменитых гастролеров, вроде московской звезды Любови Косицкой-Никулиной. И вскоре настойчивость и воля Полины Стрепетовой победили.
Ее заветная мечта начала осуществляться летом 1865 года, когда юная актриса по протекции матери вышла на сцену маленького театра города Рыбинска — в роли горничной в водевиле "Зачем иные люди женятся". Скоро выяснилось, что, несмотря на неказистую внешность, девушка обладает явным драматическим талантом, а ее желание играть поражало даже видавших многое режиссеров. За три года Стрепетова исполнила более ста ролей, сменила семь городов!
Среди ее героинь незамысловатых оперетт и водевилей были подростки с трудной судьбой, светские дамы и несчастные любовницы. Выступать в провинциальных, зачастую бесталанных постановках было сущей мукой для актрисы, но именно благодаря ее темпераменту и вдумчивой игре многие мелодраматические образы получали успех и надолго задерживались в репертуаре.
Наконец, терпение и упорство Стрепетовой были вознаграждены. В шестнадцать лет в Ярославле она случайно познакомилась с ролью, которая стала для нее талисманом на всю жизнь. Срочно подменив заболевшую актрису, Полина сыграла Лизавету в "Горькой судьбине" А. Ф.Писемского. Грандиозный успех не прошел незамеченным—слухоновойталантливой провинциальной актрисе быстро распространился по всей стране, и Стрепетовой заинтересовались антрепренеры.
Теперь она играла Офелию в "Гамлете", Лизу в "Горе от ума", Донну Анну в "Каменном госте", Беатриче в "Много шума из ничего". Но именно в Лизавете Писемского она нашла свой трагический мотив, дала выход так мучившим ее собственным эмоциям, и вскоре Полина… влюбилась.
Ее избранником стал актер Михаил Стрельский, герой-любовник на сцене и в жизни, красавец и мерзавец. Он женился на Стрепетовой, уже состоя в браке за границей, а Полина все бросила ради любимого, в том числе и театр. Актриса не поняла, что оказалась в ситуации, которую уже многократно проживала на сцене. От Стрельского она родила дочь и маялась с фальшивым мужем до тех пор, пока лично не застала его с собственной горничной. Произошло это в Казани, где на волне душевного потрясения Стрепетова с триумфом вернулась на сцену.
В 1873 году актриса в первый раз приехала на гастроли в Москву. Успех был настолько грандиозен, что посмотреть на "чудо Стрепетовой" зрители приезжали из Петербурга! Столицу же звезда посетила через три года, выступив на сцене Александринки.
Время творческого подъема совпало для Стрепетовой с новым, счастливым браком. Мужем звезды стал талантливый актер, выпускник школы Малого театра Модест Писарев, образованный и интеллигентный человек. Он был ее партнером и, как бы сейчас сказали, продюсером: ввел ее в круг своих друзей, выдающихся деятелей русской культуры, познакомил с драматургом Островским, литератором Писемским, художниками Репиным и Ярошенко, которые впоследствии написали ее портреты. От брака с Писаревым у Стрепетовой родился сын, которого в честь Белинского назвали Виссарионом. Казалось вот оно — счастье, но в 1881 году Стрепетова совершила роковую ошибку.
Полина, которая к тому времени взяла себе псевдоним Пелагея, поступила в императорский Александрийский театр, где столкнулась с действующей примой — Марией Савиной. В борьбе с ней у Пелагеи не было никаких шансов — аристократичность столичной звезды постоянно брала верх над провинциальной простотой Стрепетовой. Театральные интриги сопернице даже не понадобились: Пелагея испортила все сама — поссорилась с антрепренерами, была раздражительна, беспощадна и часто несправедлива к партнерам. Да, Стрепетова по-прежнему получала огромное жалованье, ее замечательно принимала публика, но критики отзывались о ее новых ролях холодно. Контракт с театром в итоге был расторгнут.
Это был страшный удар для актрисы. Она уехала в Москву, а потом и в провинцию, но прежних сил и успеха уже не обрела. Зато снова влюбилась — в третий и последний раз в жизни. Вскоре Стрепетова вышла замуж за 28-летнего Александра Погодина. Супруг умолял жену бросить театр, который начал приносить ей страдания, но актриса не смогла на это решиться. В отчаянии Погодин застрелился, что окончательно подорвало физическое и душевное здоровье Стрепетовой.
Она ушла в октябре 1903 года. Пелагея Антипьевна не знала точного дня своего рождения и сама определила дату: 4 (17) октября 1850 года. По странному совпадению, после всех жизненных потрясений, актриса скончалась точно в этот же день, прожив всего 53 года.
О таланте Стрепетовой восхищено писали Немирович-Данченко и Станиславский. Впоследствии они создали театр, в котором главенствовали художественные принципы этой провинциальной звезды: новая, "сердечная" манера игры, искренность чувств, которые Пелегея Стрепетова переживала на сцене как в жизни.
Все самое интересное читайте в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.