Баталия вокруг памятника "300 лет российскому флоту" разгорается все сильнее. Вот и сам Зураб Церетели решил отстоять честь своей скульптуры и достойно ответить всем противникам его творчества в прямом эфире одного из центральных каналов российского телевидения. Скульптор заявил, что его ответом на нападки будет новый памятник — Путину и Медведеву.
Как всегда, скульптор не мелочится - собирается увековечить в бронзе сразу и нынешнего и бывшего президентов России. Действительно — вряд ли даже при самом скверном художественном исполнении такие памятники будут подвержены сносу. Неясно, правда, выполнит ли скульптор свое намерение или оно так и останется нереализованной идеей.
Что же касается злополучной фигуры Петра I, то тут скульптор придерживается однозначного мнения, которое услышали телезрители и гости передачи — всех недовольных юристы Церетели призовут в суд. Отвечать по закону за вымысел о творениях создателя самых масштабных российских памятников.
Конечно, с одной стороны, Церетели можно понять — каждому художнику дорого его творение, и выслушивать в лицо о нем нелестные отзывы не каждый сможет спокойно. Но, с другой стороны, Москва — столица России. Памятник Петру — самый заметный из памятников столицы, достояние города и общественности, так что общественность в полном праве высказываться по поводу этого памятника так, как считает нужным.
Читайте также: Петр I готовится к ссылке
Надо заметить, что высказывается то она уже давно, с самого начала, как памятник установили. Но тогда на эти высказывания скульптор мог не обращать ровно никакого внимания: было ясно, что памятник никто не тронет, более того, все новые и новые шедевры Церетели будут наполнять Москву, словно тяжеловесные украшения — маленькую резную шкатулку.
Теперь же, когда стал очевиден факт, что памятник действительно могут снести, Церетели вдруг решил ответить всем недовольным. И не просто ответить, а явно продемонстрировать свое недовольство и обиду. Хотя, одно дело, если бы обсуждались работы Церетели, выставленные у него в мастерской или в Музее современного искусства, тогда бы позиция скульпторы была понятна. Но ведь его пригласили к цивилизованной дискуссии по поводу того, менять место памятнику или нет?
А что делал господин Церетели? Презрительно цедил: "памятник Москве принадлежит, что хотят, то с ним пусть и делают. Хоть к Ресину на дачу поставят". Довольно странная позиция по отношению к собственному шедевру. От Церетели ждали аргументов по поводу исторического смысла и уместности памятника в конкретном месте, а также о том, насколько целесообразно переносить его в другой город, а что получили в ответ?
Обиженнонадутые губы и ссылки на собственного юриста. А предложение перенести Петра на дачу к Ресину и вовсе похоже на переход на личности, который уместен в частной беседе, а не в публичной дискуссии.
Просто удивительно, насколько господина Церетели возмутила критика его памятника. Пожалуй, не меньше, чем сам памятник — некоторых участников передачи и жителей столицы. Но, в основном, все участники дискуссии держались в рамках приличий, и пытались строить свою критику конструктивно. В отличие от самого скульптора.
Непонятно вообще, зачем он тогда согласился участвовать в публичной дискуссии, и что ожидал услышать от противников. Ведь все медийное пространство в последнее время буквально кипит от прений по поводу Петра, и, в основном, отзывы идут самого нелестного характера.
И ведь в студии были и сторонники памятника, высказывающиеся в его защиту, а представители некоторых российских городов прибыли в Москву горя желанием переместить Петра к себе за свои собственные средства. Вспомнили, кстати, и об Эйфеле — как его башню сначала критиковали, а теперь она стала символом Парижа, без которого город невозможно представить.
Неизвестно, станет ли "300 лет российскому флоту" символом Москвы. Если его все-таки уберут из Москвы, то вряд ли. А вот если останется…тут всякое может быть. Ведь не зря один из самых молодых участников дискуссии признался, что он Петра помнит всю свою сознательную жизнь и не понимает, что в нем плохо и зачем его надо убирать.
Действительно, тем, кто не видел Москву без Петра, сложно представить, насколько данная скульптура подпортила внешний облик города. Привычное, как бы оно не было ужасно, воспринимается всеми спокойно. Вопрос только в том — нужно ли привыкать к такому или нет?
Для сравнения: когда переносили с Лубянки памятник Дзержинскому, который вроде как устарел в политическом смысле, было решено, что скульптура имеет несомненные художественные достоинства, и потому ее перенесли в Парк искусств при ЦДХ. Там она стоит и сегодня, и каждый может на нее полюбоваться. И памятник цел, и сменившийся политический строй им не раздражается.
Так почему нельзя подобным образом поступить с Петром? Если он действительно - шедевр скульптуры, то он в любом месте шедевром и останется. Наоборот, выдержав проверку временем, сможет пережить все сиюминутные неурядицы и обрести свое истинное место в культурном контексте эпохи.
Тем более, что уже в начале зимы будет установлен еще один памятник авторства Церетели - Борису Пастернаку, поставят прямо напротив храма Христа Спасителя. А также очередная его работа, посвященная Олимпийским играм 2014 года, достанется городу Сочи.
Самые интересные новости читайте на главной странице
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.