Владимир Михайлов родился в Москве, однако до конца 1980-х годов жил в Латвии, и лишь затем переехал в столицу России. По образованию он был юристом – окончил соответствующий факультет Рижского университета им. П.Стучки. После этого был следователем в прокуратуре, служил в армии, был на партийной работе.
К тому моменту, как он начал работать в научной фантастике, он уже имел определенный литературный опыт – писал стихи, сатирические рассказы. Однако, к окончательному выбору жанра его толкнула случайность. Однажды знакомые латвийские литераторы решили издать альманах на русском языке. И чтобы привлечь читателя, искали какое-нибудь свежее фантастическое произведение.
Чтобы помочь друзьям Михайлов решился на непривычную для него литературную работу. «Я писал с удовольствием, - вспоминал он потом. – Сначала рассказ. Рассказ перерос в повесть. Повесть напечатали. Это было на грани 50-х и 60-х годов. Может быть потому, что напечатали меня легко, без правки и сокращений, я решил фантастику не оставлять и на реалистическую прозу некоторое время не отвлекаться». В конце концов фантастика оказалась призванием Михайлова. С тех пор он работал в ней сорок лет и опубликовал три десятка книг в этом жанре.
В 1962 году в «Искателе» была опубликована повесть Михайлова «Особая необходимость». Ее тема – освоение космоса – была особо актуальной для того романтического времени. «Космической оперой» была и повесть «Спутник «Шаг вперед» 1964-го года. Эти произведения отличались от большинства проходной фантастики тщательно разработанными характерами героев и остротой ситуаций.
Однако, сам писатель к раннему периоду своего творчества относился с иронией: «Начал я до отвращения банально: с сюжета, обязательно приключенческого, с какой-то фантастической идеи, с открытия, с изобретения – они-то и были «мотором» моих первых книг. Сегодня я себя утешаю: так начинал не один я…» Михайлова никогда не могли удовлетворить существующие в те времена рамки фантастического жанра – он стремился за пределы его границ.
Первый шаг в этом направлении был сделан в романе «Дверь с той стороны» 1974-го года, который выдвинул Михайлова в число ведущих авторов советской социальной фантастики – наряду с братьями Стругацкими. В 1970-е и 1980-е годы Михайлов опубликовал цикл произведений о капитане Ульдемире. Основной чертой его произведений стала публицистичность. Каждый роман изобилует дискуссиями. Персонажи представляют разнообразные общественные группы, философски и политические платформы. В известном интеллектуальном боевике «Вариант ‘И’» 1998 года демонстрируется (и широко обсуждается) перспектива сращения России с исламским миром.
Кроме литературной работы, Михайлов занимался общественной, педагогической и издательской деятельностью. Он руководил Рижским семинаром молодых фантастов, был одним из руководителей Малеевского семинара молодых фантастов. Михайлов являлся членом Литературного жюри премии «Странник», лауреатом этой премии в категории «Паладин фантастики», а также премий «Аэлита» и «Соцкон». Писатель входил в Творческий совет журнала фантастики «Если».
Надо сказать, что и в этом качестве Владимир Михайлов сделал очень много для отечественной фантастики. Он открыл множество имен новых авторов, и даже признанные мэтры братья Стругацкие оказались обязаны ему публикаций повести «Гадкие лебеди». Михайлов, работавший в конце восьмидесятых в латвийском русскоязычном журнале “Даугава”, выпросил экземпляр рукописи у одного из братьев и опубликовал названием “Время дождя”.
В своем дневнике известный современный фантаст Сергей Лукьяненко написал о Владимире Михайлове: “Он никогда не основывал “школ”, не создавал “направлений”, он просто писал замечательные книги, которые легли в золотой фонд советской фантастики. Он был удивительно скромным и светлым человеком. Он по-настоящему любил фантастику - всю свою жизнь”.
Сейчас сказать теплые слова о Михайлове спешат другие коллеги по писательскому цеху и просто читатели – блоггеры интернета. Вот что написала, например, одна из поклонниц фантаста:
«Недавно я наконец-то купила себе в библиотеку книгу, которая в детстве оказала на меня очень большое влияние. Книга осталась в библиотеке у родителей, и вот наконец-то она стоит и у меня на полке. Я говорю о повести Владимира Михайлова "Люди приземелья". Перечитала я ее сразу же, практически залпом, и поняла, что есть вещи, которые со временем не меняются и идеи, которые не тускнеют. Хотя, на первый взгляд может показаться, что это обычный производственный
Какими-то своими идеями повесть перекликается с книгой "Понедельник начинается в субботу", только это совершенно не юмористическое произведение, а где-то даже драматическое. Но юмор все-таки присутсвует, как он присутствует так или иначе в реальной жизни.
Это первая книга Михайлова, которую я прочитала. Потом были "Дверь с той стороны", "Сторож брату моему", "Стебелек и два листка"... Эти книги никогда не вызывают однозначного отклика. Они заставляют сомневаться, думать.. Иногда кажутся нудными, хочется обвинить автора в неком морализаторстве.. Забросить книгу. А в какой-то момент начинается то, что сейчас называют "экшн" и невозможно оторваться - хочется узнать, что же будет дальше…
Очень хочется верить, что где-то на задворках Галактики действительно есть Ферма, и что Владимир Михайлов ушел от нас, потому что там его заждались. Ушел, что бы нести своё тепло туда, где его не хватает. Как капитан Ульдемир».
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.