Бывают моменты, когда выбор нового жизненного курса просто необходим. Самый действенный и простой способ начать все с чистого листа – это сменить имидж. Как узнать, что пришло время расстаться с прежним образом? И что предпринять, чтобы обновленный стиль стал вашим счастливым билетом?
На работе мы проводим треть своей жизни. И от того, какая там атмосфера, зависит во многом качество нашей жизни.
На письма читателей отвечает московский психолог Нина Смирнова.
«Вот уже полгода на работе у меня невыносимая обстановка. Меня откровенно выживают. Коллеги могут не сообщить о том, что намечено важное совещание, и когда я прихожу на него неподготовленная, на меня сыплются все шишки. Могут стереть мою электронную почту, и я не получаю сообщений, которых жду. Когда же начинаю возмущаться, мне говорят, что я мнительная и все это придумываю».
Ксения М., г. Серпухов
– Ситуация, в которую вы попали, называется моббинг. На Западе об этом явлении говорят уже пару десятков лет. Суть его заключается в том, что вокруг неугодного сотрудника создается атмосфера придирок, мелкого вредительства, игнорирования. Человек начинает демонстрировать защитное поведение.
А это в свою очередь вызывает у агрессоров еще большую злобу. Жертву обвиняют в плохом характере, в неуживчивости, а то и просто в психической неполноценности. Все это вынуждает человека уволиться «по собственному желанию». Справиться с такой ситуацией непросто.
Но для начала попробуйте вести дневник. Записывайте все действия, направленные против вас. Например, «20.11.05. Получила задание от начальника отдела. Выполнив его, узнала, что точно такое же получил другой сотрудник. Моя работа пошла насмарку». Это важно и для вас самой – вы убедитесь, что травля вам «не кажется». И для анализа ситуации. А потом с этими записями обратитесь к вышестоящему начальству. Представьте ему дело так, что такая обстановка вредит как работе, так и репутации фирмы. И попросите принять меры. Как правило, такие обращения не остаются без внимания.
«Меня жутко раздражает сотрудница, которая сидит напротив меня. Она все время суетится, паникует, всех заводит. Если, допустим, не может найти нужный документ, то весь отдел переворачивает вверх дном. Хотя надо просто сесть, сосредоточиться и подумать, где он может быть. Я пытаюсь не поддаваться «кипению» этой дамы. В результате зарабатываю репутацию ленивого и безразличного человека».
Марина П., г. Пермь
– Вашу ситуацию условно можно назвать «взаимный вампиризм»: то есть в результате взаимодействия силы теряете вы обе. Ваша коллега живет по принципу: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Вы предпочитаете следовать идее, что утро вечера мудренее. И вы обе правы. И лучше бы, конечно, вам не сталкиваться на одном поле деятельности.
Но если это невозможно, то попробуйте стать мудрее. Подумайте: зачем жизнь столкнула вас именно с таким человеком? Может быть, затем, чтобы вы научились не осуждать тех, кто психологически устроен иначе, чем вы? Может, вы в самом деле несколько инертны, и вам специально дан пример перед глазами человека более активного? В любом случае в минуты раздражения постарайтесь сказать себе, что ваша коллега такая, какая есть. И другой быть не может. И относитесь к ее «кипению», как к шуму ветра за окном.
«После рождения ребенка я вынуждена была поменять работу. И впервые попала в «бабский» коллектив. О чем говорят эти женщины! О том, кто что купил, кто что поел. О сериалах по телевизору. Я просто задыхаюсь здесь. Чувствую себя белой вороной.Но пока ребенок маленький, я не могу уйти отсюда».
Екатерина Ш., г. Хабаровск
– Вы напрасно с таким снобизмом относитесь к своим пусть даже не очень высококультурным коллегам. Пока вы чувствуете себя только белой вороной. А со временем вообще можете попасть в ситуацию, о которой пишет Ксения из Серпухова – вас просто будут выживать из коллектива.
Разговоры «ни о чем» – это своеобразная психологическая профилактика стресса. Обсуждая погоду, покупки, кулинарию, люди как бы сообщают друг другу: «Я такой же, как ты, живу в той же самой среде. Я тебя понимаю». Не стоит пренебрежительно относиться и к сериалам. Они выполняют такую же роль: это как релаксация – уход на час в мир иллюзий.
Человек воспитанный может подстроиться под любой коллектив. Это не значит, что вы должны опуститься на уровень своих сотрудниц. Но уметь поддержать их незамысловатые разговоры было бы полезно для вашего дальнейшего существования в этом коллективе.
«Вот уже два месяца у нас на фирме бушуют страсти. Не буду вдаваться в суть конфликта, дело не в нем. А в том, что весь коллектив разделился надвое: одна половина – за директора, другая – за его зама. Я и еще несколько человек просто не хотим участвовать в этой склоке. Но нас постоянно «вербуют» то одни, то другие. Как устоять в этой ситуации?».
Арина С., г. Калининград
– Конфликт, словно смерч, обычно затягивает весь коллектив. Но в выигрыше остаются как раз те, кому удалось избежать участия в группировках. И тут все зависит от того, насколько вы сумеете сыграть собственную невовлеченность. Вспомните, когда в школе учительница смотрела на класс, выбирая, кого вызвать к доске, одни лихорадочно листали учебник, демонстрируя страх, другие – глядели ей в глаза: «Я не боюсь!» Отвечать приходилось и тем и другим.
А вот тот, кто сидел так, будто происходящее вокруг его совершенно не касалось, избегал вызова к доске. Поэтому если в помещении, где вы находитесь, накаляются страсти, покиньте его незаметно. Если от вас требуют высказать мнение, уходите от ответа: «Я многого не знаю, поэтому мне трудно что-либо вам сказать».
«У нас на работе есть дама, которая занимается только тем, что плетет интриги, настраивает коллектив против кого-либо из сотрудников и выживает то одного, то другого. Сама при этом делает вид, что всей душой болеет за справедливость. Недавно я впала в немилость у этой дамы. Что мне делать?»
Светлана П., г. Москва
– Такие дамы есть во многих коллективах. В профессиональном отношении они, как правило, мало что собой представляют. Поэтому «выжить» для них означает выжить кого-либо из коллег. Раньше они обычно занимали посты профсоюзных и партийных деятелей. Сейчас играют роль «представителя народа», «защитника». Вам надо воспользоваться этим.
Попросите даму как-нибудь остаться после работы, скажите, что вам надо с ней посоветоваться. И пожалуйтесь, что коллектив стал как-то хуже к вам относиться. Спросите, не знает ли она, в чем дело? И главное, попросите совета, как наладить отношения. Скорее всего эта дама не пойдет против своего имиджа «защитника народа» и возьмет вас под покровительство. Кроме того, ей будет лестно. А как только она перестанет «накручивать» коллектив, его прежнее отношение к вам вернется.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.