Фантазии на шелке не терпят острых предметов

Роспись по шелку – не обычное хобби. Кроме желания здесь требуется художественный вкус и умение рисовать. И все же, любуясь красотами батика, легко переоценить сложность их создания. Шелк, кисти, краски – это все, что нужно для сотворения своего собственного неповторимого полотна. Художница в технике батик Мария Чухлебова раскрыла для «Правды.Ру» несколько секретов своего мастерства и дала ценные советы новичкам.

Для начала – немного истории. В Европу и Россию батик пришел с Востока в начале XX века. Правда, классический процесс изготовления воскового батика, показался европейцам слишком сложным, поэтому был придуман иной, облегченный, метод, получивший название холодного батика . Его бум в России прошлого века связывают с именем знаменитого художника Льва Бакста. Он много работал над дизайном театральных костюмов, ввёл в одежду восточные мотивы и широко использовал технику холодного батика. Сейчас картины, написанные на шелке, – это предмет роскоши, а батик в одежде – примета утонченного вкуса и стиля.

Итак, вы решили украсить свой интерьер авторскими шелковыми полотнами. Или щегольнуть эксклюзивным платьем (рубахой, галстуком) с изысканной росписью. Варианта два. Во-первых, можно обратиться к профессионалу. Для этого нужно набросать примерный эскиз рисунка и запастись суммой от 7 до 15 тысяч рублей. Как пояснила Мария Чухлебова, цена зависит от срочности исполнения, сложности и площади росписи. Галстуки – подешевле, большие платки и шали – дороже, самое дорогое картины.

Второй вариант – куда более творческий и увлекательный – попробовать создать шедевр самому. Что для этого нужно?

- Прежде всего – ткань, подрамник, краски, кисти, резерв, трубочка для резерва, кнопки и, разумеется, желание, - перечисляет художница.

- А что такое резерв?

- Наша главная задача – добиться того, чтобы краска растекалась на ткани так, как нам надо, и создавала нужный рисунок. Для этого и необходима резервирующая жидкость, она же резерв, или контур – он ограничивает линии рисунка. Выгоднее покупать резервы в банках и набирать их оттуда обычной трубочкой. Бывают они разных цветов, с блёстками, перламутром, золотые и серебряные. Красиво-дорого-богато.

- Как правильно подобрать ткань?

- Первые эксперименты по росписи лучше делать на обычных хлопчатобумажных тканях – ситец, бязь, полотно, батист. На первых порах неизбежны неудачи, поэтому гораздо лучше испортить рулон недорогого ситчика, чем потом убиваться над загубленным натуральным шёлком.

Вообще, как отмечает Мария, для холодного батика пригодны любые тонкие и плотные ткани, однако предпочтение следует отдавать шёлковым тканям – креп-жоржет, креп-шифон, туаль, искусственный шёлк, крепдешин. Искусственные ткани (капрон, нейлон, обычная подкладочная ткань), хотя и довольно прочные, не отличаются благородством натуральной ткани.

- Натуральный шёлк считается одной из лучших основ для батика. Хотя некоторым, например, мне, не очень нравится его прозрачность. Вообще не бойтесь экспериментировать, - советует наша собеседница.

- Итак, ткань выбрали. Как подготовить ее к росписи?

- Её необходимо тщательно постирать. При стирке из материала вымывается аппретура – специальный состав из мыла, жира и воска, которым пропитывают ткань для придания ей товарного вида. Теперь ткань надо натянуть на обычный подрамник. Прикреплять к нему ткань можно обыкновенными кнопками, по всем правилам натяжки холста – сначала по углам, потом по центру. Чем больше кнопок – тем лучше. Края моих подрамников обычно напоминают спину броненосца. Натуральный шёлк натягивать сложнее всего, кнопки могут травмировать его. Нежная материя не терпит острых предметов...

Ткань надо натягивать очень туго, и ее нити ни в коем случае не должны идти по диагонали, чтобы работу после снятия с подрамника не перекосило до неузнаваемости.

- А на каких красках остановить свой выбор новичку?

- На первых порах можно купить отечественный набор красок для батика. Стоит он около 150 – 200 р. В набор кроме самих красителей входит трубочка для резерва и флакон самой резервирующей жидкости. Для «пробы пера» этого вполне хватит. Правда, на ткани они держатся плоховато – тускнеют. Из импортных хороши краски Marabu, AvantGarde или Gutta.

- Любые ли кисти подходят для батика?

- Лучшие кисти для батика, как и для акварели – соболиные, но они весьма дороги. Более доступны беличьи. Кисти из пони, козы, коровьей шерсти хороши только на начальных

Фантазии на шелке не терпят острых предметов
Фантазии на шелке не терпят острых предметов
этапах. Синтетические кисти отличаются от натуральных тем, что плохо впитывают и удерживают воду. Зато они могут быть полезны для создания специальных эффектов и фактур. Базовый набор кистей:

▪ широкий плоский беличий или колонковый флейц для покрывания краской больших площадей;

▪ средняя круглая беличья кисточка; средняя плоская беличья кисточка;

▪ маленькая беличья или синтетическая кисточка для прописывания мелких деталей.

- Итак, ткань – на подрамнике, кисти, краски, трубочки – на месте, руки чешутся начать наводить красоту. С чего начнем?

- Прежде всего, нарисуем на бумаге эскиз будущей картинки в натуральную величину и обведём контуры тёмным фломастером. Рисунок подкладывают под подрамник с тканью. Для удобства его можно прихватить по краям скотчем, чтобы он не смещался. Рисунок должен просвечивать через материал, как сквозь кальку.

Теперь набираем в трубочку достаточное количество резерва и обводим все линии по контуру. Процесс очень кропотливый и занимает много времени. Контур обязательно должен быть замкнутым. Нюанс в том, что нанесённый резерв виден плохо, к тому же его очень легко смазать рукой – будьте аккуратны.

После обводки убираем рисунок и ставим подрамник с тканью сохнуть. Импортные резервы полностью высыхают за сутки, отечественные – часа за два-три. Затем разводим краски и начинаем осторожно покрывать поверхность. Тут никаких советов дать не могу, каждый красит кто во что горазд…

- На первых порах неизбежны огрехи. Можно ли их исправить?

- Например, чтобы исправить протечку в том месте, где контур пропустил краску, я всегда держу наготове фен. Хорошенько сушу, затем беру трубочку и исправляю ошибку. Убрать излишки красителя можно ватной палочкой смоченной в спирте. Таким образом можно наносить и оригинальные узоры.

- А есть ли еще какие-то приемы, которые помогут придать нашей картине особенный вид?

- Можно, например, использовать крупинки обыкновенной поваренной соли: она притягивает краску, а поверхность вокруг неё высветляется. А гранулы мочевины, наоборот, отгоняют от себя краску, так что после высыхания отбеленную поверхность можно заполнить другой краской. Для придания работе окончательного лоска можно пройтись кое-где блёстками или цветным перламутровым контуром.

- Работа закончена?

- Не спешите… Еще нужно закрепить рисунок. Простейший способ – прогладить ткань с изнанки утюгом, желательно с функцией отпаривания. Можно поэкспериментировать с микроволновой печью, только на ткани не должно быть перламутровых и блестящих контуров, так как в их состав входят частицы металла.

Это, конечно, только введение в технику росписи по шелку – «верхушка айсберга». Импровизируйте, экспериментируйте, делайте ошибки и открытия, создавайте шедевры и получайте удовольствие от процесса.

Читайте также Голубые завтраки убивают страсть в отношениях

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить