Объемы продаж новых иномарок переписывают рекорды
Роста продаж на 24% едва хватило Toyota для того, чтобы удержать лидерство по количеству проданных в России новых иномарок. Продажи конкурентов растут быстрее — у Hyundai, которая чуть не потеснила японцев с первого места, этот показатель увеличился на 73%.
Смена лидера, которая, очевидно, произойдет в III квартале, абсолютно закономерна — россияне предпочитают покупать машины, собранные на территории РФ, в силу того, что они дешевле. Соответственно, и самой продаваемой моделью с иностранным шильдиком уже в первом полугодии 2004 г. стал Ford Focus.
Парк новых иномарок в первой половине нынешнего года прирос без малого полутора сотней тысяч автомобилей. Еще в 2002 г. такой цифры не достигали все иностранные продавцы и за 12 месяцев, а в году 2003-м было продано около 190 000 автомобилей. И если еще в начале года казалось, что цифра годовых продаж окажется чуть ниже 300 000 автомобилей, то сейчас очевидно, что она будет во всяком случае не меньше. По опыту прошлых лет можно заметить, что в первом полугодии продается 40-45% от годичных продаж, соответственно, ожидается, что итоговый результат будет на уровне 330 000-370 000 машин. Наметилась и еще одна тенденция. Две трети всех продаж (более 101 500 машин) приходится на первую семерку. А она состоит сплошь из японских и корейских производителей. Азиаты меньше зависят от конъюнктуры евро, и, соответственно, цены на сопоставимые машины у них ниже. Единственное исключение — Ford. Он и продается в евро, и является европейско-американским производителем: внедорожники этой марки поставляются из США, а все остальное — с европейских заводов компании.
Битва не на жизнь, а на смерть
Иномарки российской сборки начали серьезно влиять на статистику продаж только в прошлом году. Несмотря на это, тем производителям, что обосновались здесь, так и не удавалось выйти на первое место. Единственное по-настоящему весомое достижение — номинация Ford Focus как самой продаваемой иномарки по итогам года. Пока эта ситуация так и не изменилась. Лидером по-прежнему остается Toyota, которой удалось продать за полгода почти 19 500 автомобилей. При этом пять из шести моделей Toyota (исключение — Land Cruiser Prado) находятся в списке 20 самых продаваемых машин.
Однако в последние два месяца Toyota стала терять лидерство, уступив его Hyundai — по сообщениям корейской компании, именно она выиграла соревнование в мае и июне. И если по итогам трех месяцев разрыв между лидерами был почти 2000 машин, то сейчас он сократился до 1200. Рост у Toyota по сравнению с I кварталом составил 24%, а у конкурента — 73%. При таких темпах уже через два-три месяца можно будет констатировать победу корейцев над японцами.
Символично, что Toyota стала проигрывать в ежемесячном зачете тогда, когда конкурент объявил о том, что на таганрогском заводе будет производиться вторая модель — седан бизнес-класса Sonata. Поскольку автомобиль подешевел на 10%, пошли вверх его продажи. Toyota же, в свою очередь, рискует и далее уступать позиции, по мере того как ее конкуренты организуют производство в стране. Периодически в прессе появляются сообщения о возможном строительстве завода японской компании в России. По данным "Фокуса", сейчас в компании идет полным ходом подготовка к этому проекту — это будет полноценный завод с ежегодным объемом выпуска от 100 000 машин. Но ни о каком строительстве пока речь не идет, соответственно, выпуск автомобилей здесь начнется не раньше 2007 г. К тому времени Toyota, оставшаяся в отличие от конкурентов на одном импорте, может уступить позиции не только Hyundai, но и производящемуся в России уже сейчас Ford, а также Renault — французы обещают начать делать в Москве модель Logan в середине следующего года.
Более того, Toyota уже не является таким уж выгодным предложением. Лидер продаж — модель Corolla — сейчас обновилась: она предлагается в несколько ином кузове (теперь она напоминает "старшую" Avensis). В базовой комплектации добавились еще две подушки безопасности (их стало 4), мелочи типа поперечной регулировки рулевой колонки, подогрева сидений, а к ценнику — почти $2000. Теперь Corolla стоит от $17 400, что в сравнении с одноклассниками довольно много. В общем, во втором полугодии нас ожидает интереснейшая борьба за первое место между Toyota и Hyundai с практически предсказуемым результатом.
Не "Фокусом" единым
Ford же пока остается на третьем месте. Если быть точнее, лишь по итогам второго полугодия он обогнал Daewoo. Дело в том, что в основном статистики считают продажи иномарок с учетом коммерческих автомобилей, которыми можно управлять с категорией B в правах. "Фокус" же отдельно оговаривает в таблицах, что не учитывает в общей статистике такие автомобили. Если не учитывать продажи Transit и его модификаций, то Ford обогнал узбекско-корейскую Daewoo лишь по итогам полугодия. Естественно, основные продажи американского концерна пришлись на Focus, выпускаемый в России. Впрочем, доля этой модели упала с 82% до 75%. Видимо, в компании поняли, что даже при активной раскрутке популярнейшего автомобиля не стоит забывать о существовании остальных моделей, не менее важных для компании. Ведь лидерство может принести не только успешная продажа "Фокусов", но и достойные в сравнении с конкурентами цифры по остальным моделям. Тем не менее, пока за Avensis стоят в очереди, и модель входит в число 15 самых популярных, а Mondeo, которыйне хуже по потребительским свойствам, можно спокойно приобрести у дилеров, и ажиотажа не наблюдается.
В остальном десятка лидеров осталась практически без изменений по сравнению с I кварталом. Единственное, сильно выросли продажи Nissan — японская компания обогнала не только партнера по альянсу Renault, но и сильную KIA, большинство продаж которой приходится на автомобили, собранные на калининградском заводе "Автотор". Рост у японцев стал возможен благодаря централизации импорта и открытию дочерней компании "Ниссан Мотор Рус". Nissan замкнул шестерку компаний, которым удалось продать в первом полугодии более 10 000 автомобилей — еще полтора года назад годовые цифры продаж казались недостижимыми.
Skoda возвращается
Из других брэндов наиболее заметный скачок совершила Skoda — с 23-го места сразу на 16-е. Объяснение тому простое — кризис марки, связанный с переходом на генеральный импорт, был преодолен, и Skoda начала показывать результаты на уровне начала второго десятка. При соответствующей раскрутке брэнда вполне вероятно, что марка попадет на место на границе первого и второго десятка, какое она занимала по итогам прошлого года. О тех временах, когда Skoda занимала второе место после Daewoo, вероятно, придется забыть. Во всяком случае до тех пор, пока курс евро не вернется на уровень 2000 г. ($0,82 за евро). Пока же Skoda — единственный брэнд из первой тридцатки, чьи продажи по сравнению с тем же периодом прошлого года снизились.
Еще одно знаковое событие — возвращение на второе место среди люксовых немецких брэндов Mercedes. По итогам I квартала марка уступала не только BMW, который лидирует у нас из-за выпуска самых популярных моделей в Калининграде, но и Audi, которая перевела цены из евро в доллары. Но с началом продаж нового С-класса (см. "Фокус" № 17 от 17.05.2004) количество покупателей Mercedes стало расти. Как результат — в плотной борьбе "большой немецкой тройки" штутгартцы вернулись на свои позиции. В компании прогнозируют годовые продажи на уровне 4000 автомобилей — невиданные доселе объемы.
TOP-20 иномарок в России
1 (2). Ford Focus 12037
2 (1). Daewoo Nexia 10987
3 (7). Hyundai Accent 7372
4 (3*). Mitsubishi Lancer 6861
5 (5). Toyota Corolla 5390
6 (4). Daewoo Matiz 4966
7 (17). Hyundai Getz 4551
8 (8). Toyota Camry 4545
9 (10). KIA Rio 4246
10 (22). Nissan Almera 4062
11 (6). Renault Clio/Symbol 3746
12 (31). Hyundai Elantra 2963
13 (28). Toyota Avensis 2902
14 (25). Toyota RAV4 2664
15 (21). Renault Megane II 2304
16 (16). Toyota Land Cruiser 100 2212
17 (12). Opel Astra 2113
18 (11). Peugeot 307 2088
19 (48). Mazda6 1838
20 (-). Mitsubishi Outlander 1495
В скобках — место в первом полугодии прошлого года
* В первом полугодии 2003 г. в модельном ряду Mitsubishi вместо Lancer продавалась Carisma
Роман Гуляев
РУССКИЙ ФОКУС