Недавно были опубликованы данные по аварийности в России за первое полугодие. Согласно официальной статистике ГАИ, всего в России за период с января по июнь 2007 года произошло почти 99 тыс. ДТП, в которых погибли 12900 человек и были ранены 123 тысячи. По сравнению с первым полугодием 2006 года цифры увеличились на 10%.
Первые места в «рейтинге» регионов занимают Москва и Московская область. В Москве с января по июль произошло 7300 аварий, в результате которых погибли 518 человек, а были ранены более восьми тысяч. В Московской области – 6500 ДТП, в итоге погибли 1250 человек.
Немного отстают от столичного региона Санкт-Петербург с Ленинградской областью. Высокие показатели аварийности демонстрируют Вологодская, Нижегородская, Самарская, Свердловская области, Красноярский и Краснодарский края, Татарстан и Башкортостан - в каждом из этих субъектов федерации за шесть месяцев произошло от двух до двух с половиной тысяч аварий. Погибли в каждой из этих областей, краев, республик порядка трехсот человек.
Больше всего аварий происходят по вине водителей. Причиной 80% ДТП стало нарушение Правил водителями, при этом в 6500 тыс. ДТП водители были еще и пьяные. Хотя были и другие причины. Например, 20 тыс. аварий случились по причине плохого состояния дорог и улиц.
Около тысячи аварий произошли из-за неисправности автомобилей. В 20 тыс. аварий виноваты пешеходы. Кроме того, за полгода случилось 10 тыс. ДТП с участием детей, в которых 424 ребенка погибли, а свыше 10 тыс. - получили ранения.
Впрочем, даже эти страшные цифры не полностью отражают реальную картину. Во-первых, многочисленные мелкие аварии, особенно в регионах, остаются неучтенными. Во-вторых, российская система учета смертей отличается от мировой практики. ГАИ считает жертвами ДТП только тех, кто погиб в течение 7-ми дней после аварии. В Европе эта цифра куда выше – до 30 дней. Поэтому, если подходить к нашей статистике по европейским меркам, число погибших возрастет еще на 10-12 тыс. человек.
В ГАИ России, кажется, особой трагедии в таком росте аварийности и смертности на дорогах не видят и считают, что 10% за первое полугодие – это не так страшно. Мол, все равно по итогам года показатель сохранится примерно на прошлогоднем уровне.
«В одном субъекте федерации прибыло, в другом - убыло. А конечные цифры колеблются несущественно», - уверен руководитель отдела пропаганды ГАИ России Владимир Шевченко.
В высокой аварийности в стране гаишники традиционно винят водителей. Так оно и есть, только ответственность за положение с аварийностью в стране несут в первую очередь представители ГАИ. Уже, кажется, всем понятно, что необходимы кардинальные реформы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Можно сколько угодно ужесточать наказания и выделять десятки миллиардов на целевые программы, однако, как показывает опыт, ничего не меняется на дорогах. Только растут цифры погибших и раненых…