Главный автомобильный вопрос в канун Нового года – покупать машину в предпраздничные дни или сохранить деньги до спада покупательского ажиотажа.
В последние недели уходящего года машину приобретать не стоит из меркантильных соображений. Как известно, выехав за ворота автосалона, автомобиль уже теряет в цене 10%. А, купленный в декабре потеряет 1 января еще 10% - по документам вашему «месячному» автомобилю стукнет год.
С другой стороны, в 2008 году машины абсолютно точно не подешевеют. А вот насколько они подорожают?
Как не пыталось наше правительство в этом году сократить реальные цифры инфляции, но все равно вместо запланированных 7% годовых «обесценивание» перешагнуло 10-процентный барьер. А реальная инфляция на ряд товаров повседневного спроса за 2007 год составила до 20-30%.
На автомобили же у нас пока повышенный спрос, поэтому средняя цена одной «легковушки» с 16,5 тыс. долл. в 2006 году до 19 с лишним тыс. долларов в этом – почти на 17%. А если взять рост за три года, то получится - почти в два раза! Причин тут много. Дешевых машин на рынке становится все меньше. Вот, например, только за осень прошлого года «Ока» подорожала на 2000 рублей. А с января 2008 года все автомобили должны соответствовать экологическим нормам Евро III и та же «классика» от АВТОВАЗа обойдется на 10-15 тыс. рублей дороже. Кстати, цены, обозначенные в рублях, даже если формально не изменялись, на самом деле реально росли, ведь доллар за 2007 год подешевел почти на 2 рубля.
Но, самое интересное, что ни рост производства автомобилей на территории России на 9-10%, ни увеличение поставок машин из-за границы не смогли в прошлом году насытить рынок. Дефицит популярных моделей создавал ситуации, напоминающие забытую картину времен СССР. Например, очередь на покупку «Ниссан-Кашкай», цены на который в салонах дилеров начинаются от 24,5 тыс. долларов, в Москве продают за 3000 долларов. Без этой доплаты ждать машину придется больше 6 месяцев.
Эксперты уже сегодня предсказывают, что в 2008 году машины просто не могут не подорожать. Даже если новый президент и новое правительство удержит инфляцию в рамках запланированных 7-8 %, рост цен неизбежен.
Увеличение стоимости углеводородов (а это мировая тенденция) скажется на цене комплектующих, вырастут транспортные расходы, подорожает сырье. Даже повышение цены на свинец на мировом рынке неизбежно увеличит стоимость аккумулятора.
Кроме того, темпы роста продаж в Москве и Санкт-Петербурге, как минимум, не снизятся, а в регионах – точно увеличатся. Соответственно возрастут и расходы компаний по строительству новых торговых площадей и доставке автомобилей в регионы. Так что себестоимость производства и доставки автомобиля до клиента возрастет процентов на 10-12%. Их и придется оплатить тому, кто приобретет машину в новом 2008 году. Увы…