Московское правительство планирует ввести запрет на въезд в центр города автомобилей, не соответствующих нормам Евро-3. Если такой закон будет принят, огромная часть автомобильного парка столицы и России останется «вне закона».
В январе 2008 года в России будет введен стандарт Евро-3. Это означает, что все новые автомобили, произведенные или ввозимые в РФ, должны отвечать определенным экологическим нормам.
Вообще мы здорово отстаем от требований Евросоюза – примерно на 5 лет. Введенные в Европе в середине 1990-х годов, нормы Евро-2 добрались до нашей страны лишь в апреле 2006 года. С 2010 года планируется перейти уже на стандарт Евро-4, а еще четыре года спустя – на Евро-5.
Однако все эти нормы касаются лишь новых автомобилей. Те машины, что уже эксплуатируются, не подпадают под действие нового закона. Вот и по Европе спокойно разъезжают автомобили, выпущенные и 15 лет назад, и даже 20 – никто перед ними шлагбаумов не ставит.
Иная ситуация может возникнуть в российской столице. На днях главный эколог Москвы – руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин – заявил, что в ближайшем будущем планируется установить запрет на въезд в центр города для легковых автомобилей, не соответствующих нормам Евро-3.
«Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" позволит нам это сделать, - уверен Леонид Бочин. - Пешеходов в городе гораздо больше, чем автомобилистов, а любое правительство должно прислушиваться к мнению большинства».
Итак, рассмотрим ситуацию с двух сторон. Если такой запрет введут, то в центр не смогут попасть практически все российские автомобили, за исключением, допустим, новых «Калин» и «Приор» - почти все, что было выпущено до сегодняшнего дня, а также большое количество иномарок. В том числе все автомобили из США и стран Евросоюза, выпущенные до 2001 года, японские и корейские, выпущенные до 2005 года и так далее. Словом, право на въезд останется лишь у тех, кто ездит на очень новых машинах.
А вот с другой стороны, я думаю, ввести такой запрет просто не смогут. И даже не потому, что убоятся социальных потрясений со стороны обиженных россиян или протестов разных правозащитников. Просто не получится наладить систему учета и контроля старых и новых машин. А если введут какие-нибудь карточки или спецпропуска, то это даст лишнюю возможность наживы тем чиновникам, которые не чисты на руку.