Министры «заморозят» бензин?

Августовское подорожание бензина серьезно обеспокоило правительство. После его вмешательства рост цен прекратился. Аналитики предсказывают, что он вряд ли возобновится до выборов.  

Потребительские цены на бензин в среднем по России в августе 2007 года по сравнению с июлем увеличились на 1,3%, сообщает Федеральная служба государственной статистики РФ. Так, стоимость бензина марки А-76 составила 16,05 руб./л, что на 1,3% больше, чем в июле 2007 г., цена бензина марки Аи-92 выросла на 1,3% – до 19,1 руб./л. Бензин марки Аи-95 поднялся в цене на 1,3% – до 20,58 руб./л. Цена на дизельное топливо выросла на 0,9% – до 17,09 руб./л.

В августе повышение потребительских цен на автомобильный бензин было отмечено в 66 субъектах Российской Федерации. Самым значительным оно было в Пермском крае – на 11,2%. По сравнению с предшествовавшим месяцем цены на бензин остались без изменения в 18 субъектах Российской Федерации. Незначительное снижение цен на бензин наблюдалось в Орловской области – на 0,1%.

В Москве потребительские цены на бензин за прошедший месяц в среднем увеличились на 0,3%, в Санкт-Петербурге – на 1,1%.

Повышение цен всерьез взволновало правительство. После ряда его действий, цены в сентябре остановились и даже снизились на 1 рубль в центральных регионах России.

А вообще, простые потребители бензина, по привычке ожидали в начале осени резкого увеличения цены. Просто из года в год, с патологической закономерностью первый деловой месяц после летнего затишья совпадал со сменой ценников на автозаправках. Причем несколько лет подряд осенние скачки цен приводили к скандалам, которые разрешались на высоком уровне.

В 2006 году нефтяников вызвали в Кремль и после строгого разговора, о подробностях которого сухо информировали прессу, граждане России узнали, что розничные цены на бензин фактически «заморожены».

В декабре 2006 года в Министерстве экономического развития и торговли России состоялось крупное совещание с участием топливных компаний. На нем глава МЭРТа Герман Греф недвусмысленно дал понять, что государство крайне не заинтересовано в предвыборный год в резком росте цен на горюче-смазочные материалы. Для тех нефтяников, кто сразу не усвоил урок, повторное внушение впоследствии сделал тогдашний председатель правительства Михаил Фрадков. «Взывать к совести, - заявил он на заседании правительства, - судя по всему, неэффективно, будем работать другими методами».

Зимой 2007-го, когда, согласно экономическим законам цены должны падать, они фактически остались на «точке замораживания». И это несмотря на совершенно объективные посылки к их снижению! Ведь из-за теплой зимы и ранней весны оптовые цены на бензин понизились аж на 20%. «Замороженная» же розница «похудела» в среднем на 1 (один!) процент. На такое несоответствие наши эксперты обратили внимание еще весной этого года.

Более того, Российский топливный союз тогда предсказывал, что если оптовые цены после зимнего отступления пойдут вверх, то и цена на заправках повысится.
Любопытно, но такой прогноз вызвал негативную реакцию у фискальных органов государства. Федеральная антимонопольная служба сочла, что заявления экспертов Российского топливного союза могут стать своеобразной координацией действий нефтепереработчиков по формированию цен.

Сами же топливные производители и вовсе были подвергнуты процедуре проверки ценообразования. Летом, когда оптовые цены, как и предсказывалось пошли вверх, ФАС России направило запросы ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Газпром Нефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "ТНК-ВР Менеджмент", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "НК "Альянс", ОАО "НГК "Славнефть" и ОАО "НК "РуссНефть".

«Наша проверка связана с тем, что наметилась тенденция к росту оптовых цен, и с обращениями компаний, которые занимаются реализацией нефтепродуктов в розницу. Кроме того, у нас есть поручение председателя правительства РФ Михаила Фрадкова разобраться в ситуации, - комментировал действия своей службы заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. - На этом этапе мы проверяем только оптовые компании, хотя у нас есть система мониторинга, с помощью которой мы анализируем оптовые и розничные цены».

Весь этот комплекс государственного контроля и угроз «разобраться» привел к положительному, как кажется, результату. Розничные цены этим летом на тот же бензин А-92 достигали максимальной цены в 20 рублей за литр, а затем снизились.
Некоторые эксперты считают,  что цены на бензин не выросли этой осенью как минимум по двум причинам. Первая – политическая. При нынешнем контроле государства над нефтяной отраслью, резкого скачка цен не будет ни до парламентских, ни до президентских выборов в марте 2007 года.

Вообще, в Российском топливном союзе считают, что государство сегодня довольно легко может контролировать цены на бензин. Власти могут либо снизить акциз, либо налог на добычу подземных ископаемых. Стоимость бензина в России на 55-57 проц. состоит из налоговых отчислений. За счет уменьшения "налоговой доли" до уровня, установленного, например, в США, бензин может сразу подешеветь на 30 %. Однако даже в год выборов российские власти вряд ли отважатся на такой шаг, поскольку налоговые отчисления нефтегазовой отрасли составляют сегодня до 40 %. доходов федерального бюджета.

С 1 октября государство обложило экспортеров  самым высоким в экономической истории страны налогом на вывоз нефти – 250 долларов за тонну. В такой ситуации выгоднее стало реализовывать нефтепродукты на внутреннем рынке, что и привело к стабилизации цены.

Более того. Столь высокий акциз на вывоз позволил довольно спокойно пережить и резкое подорожание нефти на международной бирже в сентябре, когда из-за ситуации вокруг Ирана цены достигли 81 доллара за баррель.

Тем не менее, специалисты все равно считают, что резкого увеличения внутренних цен на бензин не произойдет. Но и падать они вряд ли будут.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Обсудить