Удалась ли забастовка на АвтоВАЗе?

Если подойти к этому событию формально, то можно констатировать, что забастовка не удалась. На рабочие места в назначенный час после обеда не вышло по разным данным от 100 до 200 человек. При этом конвейер продолжал работать, правда, скорость его на какое-то время пришлось немного снизить.

В итоге некоторое число автомобилей (около 300 штук) из суточной нормы (2700 штук) оказалось недоукомплектованными. Но это не проблема – уже на следующий день все машины доукомплектовали и отгрузили потребителям.

Администрация автозавода сочла события простым «нарушением трудовой дисциплины», а требования зачинщиков о повышении зарплаты до 25000 рублей - не разумными. Скорее всего, так оно и есть. Поднять зарплату в два раза единовременно для 120-тысячного коллектива АВТОВАЗа просто не реально с экономической точки зрения.

Автомобили «лада» и так продаются не слишком хорошо – в первом полугодии даже пришлось сокращать план выпуска. Одна из главных причин того – высокая цена вазовских машин; «десятки» и «калины» уже давно забрались на чужую территорию и сравнялись по стоимости с бюджетными иномарками. Поднять зарплату рабочим – и это сразу отразится на цене автомобилей…

Но что-то делать в Тольятти все же придется. Зарплата работников на предприятии сегодня в среднем составляет 12-14 тыс. рублей. Увы, цены в этом городе – практически московские, поэтому прожить на такие деньги, особенно если в семье один кормилец – невозможно. Так что повышать зарплаты рано или поздно придется.

Другой вопрос – за счет чего? Теоретически есть два пути: повышение производительности труда и сокращение численности работающих. Первое практически невозможно – завод был построен в 60-е годы, к этой же эпохе относятся и все технологии. Что же до второго пути…

Опять же можно вернуться к технологиям 60-х годов, заложенным на АВТОВАЗе. Штат завода по сегодняшним меркам раздут чудовищно; кроме того, на основном производстве «висят» все вспомогательные службы и цеха, социальные проблемы…

В-общем, на одного рабочего на конвейере приходится добрый десяток работников иных производств. А так же управленцев (их штат тоже раздут). Понятно, что от этого груза надо освобождаться, ведь в конечном итоге все это падает потом на себестоимость выпущенных автомобилей. Но как? Как уволить людей, которые отдали производству лучшие свои годы? А что будет с их семьями? И куда они пойдут в городе, который и создавался вокруг и для нужд автозавода?

Все эти проблемы предстоит решать руководителя предприятия, и как можно быстрее. А то ведь нынешняя забастовка может стать только «первым звоночком» для администрации автогиганта. Он прозвенел, и от того, насколько грамотно поведет себя руководство АВТОВАЗа в этой ситуации, будет зависеть ближайшее будущее не только автозавода, но и всего города Тольятти.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить