Засудить за колдобину трудно, но можно

В России, как известно, две беды. И одна из них- дороги. Пожалуй, в Москве нет ни одного автолюбителя со стажем езды больше года, которому не доводилось бы попадать в неожиданные колдобины на, казалось бы, ровном шоссе. Причем, многим приходилось затем оплачивать дорогостоящий ремонт стоек, помятых бамперов, шаровых, амортизаторов...

В общем, на пути российского автолюбителя может оказать что угодно- яма, открытый люк, еще черт знает что. По статистике ГИБДД, почти каждое третье ДТП происходит в России из-за ям на дорогах. Однако большинство из нас, угодив в яму, если машина продолжает ехать дальше, даже не остановится и не посмотрит, не повредил ли он любимую "лошадку". А зря. Сначала незаметная поломка может привести вас к трагедии уже на следующем повороте. И, слава Богу, есть в России закон, который сможет защитить наши интересы и наказать разгильдяя, который подкинул нам такой «сюрприз».

Советую для начала прочитать статью 59 ГК РФ "Обязательства вследствие причинения вреда". Вы поймете, что закон защищает вас почти со всех сторон. Виновный в ДТП (дорожник, ремонтник, начальник, чиновник и т. д.) может выпутаться только в том случае, если докажет, что "вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования результатами (его) работы".

Ответственность за состояние и повреждения проезжей части несут должностные лица ДЭО и организаций, осуществляющих текущий ремонт или реконструкцию данных участков дорог по долгосрочным или разовым договорам. Если покрытие дорожного полотна не соответствует нормативам, должны выставляться дорожные знаки. Ночью же или в условиях плохой видимости - заграждения с предупредительными сигнальными огнями.

Кроме того, в России действую строгие нормы, которые определяют максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин, просадок полотна и т.д. Согласно действующему в России ГОСТу 50597 - 93 г. они не должны превышать по длине - 15 см, по ширине - 80 см, по глубине - 5 см. Все, что больше этих размеров хотя бы по одному параметру, должно быть огорожено и обозначено. Открытых люков вообще быть не должно! Любое нарушение указанного ГОСТа влечет за собой административную (иногда и уголовную) ответственность.

Примеры, когда автолюбители умудрялись в подобных случаях защитить свои интересы, мало, но они имеются. Житель Новосибирска после двух лет тяжбы добился от коммунальных служб компенсации за ремонт своей машины. Дмитрий Угольков на своей "Тойоте" наехал на внезапно открывшийся колодец. Эксперты определили, что крышкой колодца повредило коробку передач. Когда в автосервисе Дмитрию назвали сумму, необходимую для ремонта, владелец "Тойоты" решил подать в суд. Коммунальные службы города своей вины в этом происшествии не признали. Некачественную крышку люка на следующий день заменили, но Дмитрий успел сделать фотографии с места аварии.

Доказать вину коммунальщиков оказалось непросто. Адвокатам потребовалось почти 2 года, чтобы довести дело до логического результата. Дмитрию Уголькову выплатили 50 тысяч рублей в качестве возмещения ущерба.

В Омске водитель "ВАЗ-2102" влетел в выбоину, исковеркал машину, получил травму и отсудил у местной администрации 25 000 рублей. Жителям Улан-Удэ, пострадавшим в авто (колесо угодило в открытый люк, и машину выбросило на встречную полосу прямо под "КамАЗ"), удалось заставить "Водоканал" выплатить им 53 300 рублей.

Итак, допустим вы угодили в яму. Немедленно остановитесь, включите аварийные сигналы. Вызовите гаишников, чтобы засвидетельствовали ДТП. Найдите хотя бы двух, а еще лучше- трех свидетелей. Ими, кстати, может стать и жена, и, не побоюсь этого слова, теща. Обратите их внимание на все детали вокруг: размеры препятствия или ямы, отсутствие предупреждающих знаков и т. д. Составьте схему или сфотографируйте место происшествия и свою машину. Вызовите агента страховой компании.

Все мелочи должны быть зафиксированы в протоколе ГИБДД. Особое внимание обратите на повреждения, которые получила ваша машина. От сотрудников ГИБДД требуйте, чтобы все детали были занесены в протокол. В группу разбора придите обязательно. Иначе в документах неожиданно в качестве причины ДТП может появиться надпись «не справился с управлением», и тогда в суде вы ничего не докажите.

Обязательно обратитесь в поликлинику. Сотрясение мозга, травмы в таких случаях обычное дело. А это сильный аргумент в суде. Учтите, что виновников вашего несчастья придется искать самим. Прокурор сможет вам помочь только в том случае, если ущерб составляет больше 50 000 рублей или есть серьезно пострадавшие граждане.

Как только установите роковой для вас участок, сходите к начальству или пошлите требование о возмещении ущерба. Если не сработает, смело пишите исковое заявление в суд.

Обязательно укажите причину искового заявления. В вашем случае она звучит так: "О возмещении материального и морального ущерба в результате ДТП". Укажите общую сумму вреда, желательно подтвердить ее оценкой независимого эксперта или счетами из сервиса, если ремонт вы уже сделали. Приложите все документы из ГИБДД, квитанции, чеки…

Подробно, с указанием числа, месяца, времени, опишите произошедшее и травмы, полученные автомобилем и вами или пассажирами. Начертите схему, изобразите колдобину или яму с указанием ее размеров. Не забудьте упомянуть, что никаких предупреждающих знаков не было. Если сумели сделать фото разбитой машины и препятствия - приложите. Укажите свидетелей и сообщите их показания. То же самое - в отношении сотрудников ГИБДД, которые подтверждают вашу невиновность. Затем разложите по полочкам (в рублях) все убытки, понесенные вами. Сюда включаются и затраты на транспортировку авто и вызов техэкспертов, и оплата юрконсультации. Госпошлину тоже должен оплатить ответчик, советует газета «Труд».

Напишите и о том, что вы понесли серьезные физические и моральные страдания, связанные с аварией и "ограничением возможности пользоваться автомобилем какое-то время". Назовите сумму морального ущерба.

И, как говорится, флаг вам в руки. Польза от этого и личная, и общественная. И ремонт вам оплатят, и вред здоровью компенсируют. А если таких, как вы, будет много, то и разгильдяев в дорожных службах станет меньше, а значит и качество дорог улучшится.

Обсудить