Не исключено, что XXI век станет эпохой «умных машин» - этаких роботов на колесах. Уже сейчас на современных марках автомобилей бортовые компьютеры позволяют решать самые разнообразные задачи. Например, на многих машинах там стоит компьютер, который хоть и не знает, где находится Россия или, скажем, Англия, но зато способен подсказать, как найти Макдональдс в любой столице мира. А последнее время перед автопроизводителями на государственном уровне ставится задача: привить машинам «инстинкт самосохранения» и заставить их заботится о безопасности движения.
Недавно комиссар Евросоюза Вивьен Рединг, которая отвечает за развитие технологий, обратилась к правительствам европейских стран и руководителям автомобильных концерн и призвала ускорить разработку “умных” автомобилей, которые смогли бы сделать вождение безопасней и удобней.
Она подчеркнула необходимость разработки датчиков, контролирующих скорость и положение машины на дороге, а также устройств, следящих за тем, чтобы водитель не уснул за рулем. По ее мнению, введение подобных технологий могло бы снизить смертность на дорогах в два раза до 2010 года.
А незадолго до этого министр транспорта и водного хозяйства Нидерландов Камил Эурлингс потребовал, чтобы машины снабжались электронными устройствами, блокирующими пуск двигателя, если водитель употреблял алкоголь. И вот уже в 2008 года машины в Нидерландах оснастят «алкогольными замками». Правда, нововведение коснется только тех водителей, кто уже был ранее замечен в употреблении спиртного за рулем.
Задача создания устройств, позволяющих сделать езду более безопасной, заставляет объединяться даже казалось бы непримиримых конкурентов. Например, недавно Volkswagen и DaimlerChrysler создали консорциум и вместе разработали устройство Save-U ("спасти вас"). Прототип уже прошел успешные испытания в Великобритании.
Суть его такова. Радарные сенсоры и инфракрасные камеры распознают на дорогах различные препятствия. Причем, способны даже отличить пешехода от велосипедиста.
Подключенный к системе компьютер может определить степень угрозы и либо предупредить водителя, либо попытаться уклониться от столкновения. Это предусматривает аварийное включение тормозов или активацию внешних устройств безопасности, таких как внешние воздушные подушки.
И хотя конструкторы говорят о том, что сенсоры еще предстоит уменьшить в размерах, а программу распознавания образов – усовершенствовать, всем понятно, что до внедрения их в массовое производство рукой подать.
Многие производители работают над созданием еще более сложных технологий, призванных сделать автомобиль автономным. Сюда входят система для автоматического управления рулем и установлениябезопасного расстояния от впереди идущего транспорта, а также оборудование, помогающее избежать столкновений.
Лет через пять- десять в промышленное производство может быть запущено устройство V2V (Vehicle to vehicle). Действовать оно будет так.
Допустим, ваш автомобиль несется к перекрестку. Тем временем, к нему же слева перпендикулярно к вам направляется другой автомобиль. За считанные секунды до столкновения система включает звуковое предупреждение, а на экране в салоне появляется знак "стоп".
Водитель жмет на тормоз, и машина останавливается прямо перед перекрестком. Водитель второй машины тоже получил предупреждение, сбросил скорость и проехал мимо без происшествий, сообщает BBCRussian.com .
Разрабатывает систему европейский консорциум Car-2-Car при поддержке General Motors, Audi, BMW, FIAT, Honda, Renault и ряда производителей автозапчастей, а также нескольких университетов.
"Эта технология позволяет нам получать представление о ситуации на дорогах как на маленьком, так и на большом расстоянию. Вы получаете информацию о невидимой опасности, подстерегающей за углом, и даже за несколько километров до потенциально опасной ситуации вы будете ней знать", - говорит профессор Хорста Викера из отдела телекоммуникаций Университета прикладных наук в Саарбрюккене в Германии.
В этой системе применяются три технологии - система глобального спутникового позиционирования (GPS), беспроводные соединения и компьютер, обрабатывающий полученную информацию. GPS позволяет определять местоположение автомобиля, а компьютер собирает при помощи датчиков информацию о скорости, направлении движения, условиях на дороге, о работе "дворников", о силе давления на педаль тормоза, о включении противотуманных фар и т.д.
Беспроводная система передачи данных обменивается этой информацией с другими машинами на дорогах, а компьютер, проанализировав их, дает водителю представление о происходящем за пределами его поля зрения.
По мнению некоторых экспертов, даже все эти новинки техники могут устареть быстрее, чем появятся на белый свет. А лет через 10-20 автомобили-роботы возьмут все управление машиной на себя. Кстати, первые гонки полностью беспилотных машин-роботов провел еще в 2005 году Стэнфордский университет. Но мне бы не очень хотелось ездить на таком авто. Гораздо приятнее ощущать, что твой "железный конь" слушается тебя, а не ты его. Многие автолюбители предпочитают сами контролировать ситуацию, а не доверять ее технике. Кстати, именно по этой причине, как показывают опросы, многие выбирают классическую механическую коробку передач, а не коробку-автомат.