Осторожно, пенсионер за рулем!

Пенсионер за рулем – источник повышенной опасности на дорогах. К такому неутешительному выводу приходят западные исследователи. Водители в возрасте от 65 лет и выше чаще других попадают в аварии со смертельным исходом или ранениями, а по числу обычных ДТП уступают лишь молодым новичкам в возрасте от 15 до 24 лет.

В США, например, сейчас широко обсуждается случай, когда 82-летний старик за рулем за день сбил шестерых пешеходов. Причем, каждый раз, завидев человека на дороге, он путал газ и тормоз.

А 78-летняя автомобилистка из штата Коннектикут столкнулась с семью другими машинами и стала причиной трех несчастных случаев. По словам ее подружки, также сидевшей в автомобиле, Мерфи «совершенно не осознавала того, что делала». Сейчас Руфь Мерфи находится на попечении семьи и вскоре предстанет перед судом.

По мнению экспертов, число престарелых водителей на дорогах будет только увеличиваться. Как показали исследования Университета Вирджинии, в ближайшем будущем резко возрастет число ДТП, в которых будут погибать пенсионеры. Около 75 млн. американцев, достигших 65-тилетнего возраста, собираются и дальше управлять машинами.

И все же, как считают западные ученые, отказать старичкам в удовольствии порулить было бы жестоко. Как свидетельствуют данные Университета Джонса Хопкинса, управление автомобилем имеет для них невероятно большое значение. В случае, если пенсионеры отказывают себе в управлении машиной, риск попадания их в дома престарелых увеличивается в 4 раза. И управление автомобилем является для них способом обеспечения независимости.

Поэтому, например, в США существуют так называемые “освежительные” курсы при “Всеамериканском обществе пенсионеров” (AAPR). Они нацелены на то, чтобы развить в пожилых людях навыки самоконтроля, чтобы те трезво оценивали свои возможности и способность к безаварийному вождению.

В Великобритании, по статистике 2006 года, насчитывается около полутора миллионов автолюбителей старше 75 лет: из них 23 тысячи – старше 90 лет и 34 человека – старше 100 лет. Полиция долго терпела, но с прошлого года ввела для водителей старше 75 лет требование повторно пройти тест на знание правил дорожного движения и получить справку о том, что они нормально видят, сообщает Autonews.ru.

В России такие программы не работают. И, тем не менее, как свидетельствует мой водительский опыт, если кто в России и соблюдает правила дорожного движения, так это пожилые водители. Российские страховщики, чтобы тоже подстраховаться, изучили отечественную статистику. При этом выяснилось, что российские водители в возрасте свыше 55 лет попадают в аварию гораздо реже, чем водители среднего (от 30 до 45 лет) и тем более чем водители в возрасте до 25 лет.

Старики более внимательны и аккуратны на дорогах. И даже тот факт, что им сложно адаптироваться к современному ритму города, и они теряются в напряженной московской обстановке, делает их более осторожными.

В российских страховых компаниях все же действует повышенный страховой коэффициент (1,37%) как для престарелых водителей, так и для водителей c маленьким водительским стажем. Проблемы на дорогах у них одни и те же: “не вписался в крутой поворот”, “не выдержал дистанцию”, “уходил от столкновения”.

Так что проблема «пенсионеров на дорогах» до нас пока не докатилась. Видимо, потому что их на дорогах слишком мало. Средняя пенсия в стране составляет около 2000 рублей. А на нее можно приобрести разве что только велосипед, да и то подержанный.

Но расслабляться рано. Так что если соберетесь приобретать своим старикам автомобили – учтите все вышеизложенное. И, пожалуйста, не дарите им автомобили без кондиционера и гидроусилителя руля, у них итак жизнь тяжелая была, да и здоровье слабое. Дедушке в такой машине может и плохо стать.

Автор Олег Золотов
Олег Золотов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру.
Обсудить