Производство бензина в России в конце апреля сократилось на 5,2% (до 579 тысяч тонн), а дизтоплива на 2,4% (до 1,176 миллиона тонн). И это парадоксально, если учесть, что розничные продажи бензина увеличились на 5,8%.
Ситуация совершенна объяснимая. Именно начало мая традиционно становится самым ажиотажным месяцем для автомобилистов. Праздничные дни у автомобилистов России традиционно связаны с поездками за город на длинные расстояния. Что, естественно, создает дополнительный спрос на топливо.
В целом же майское повышение цен уже не станет столь чувствительным, как это случалось в начале 2000-х. Говоря о том, насколько в этом году подорожает бензин, аналитики осторожно предполагают, что цена эта будет колебаться в пределах инфляции, которую обещало правительство. То есть – 10-12% прибавки к январской цене на бензин и солярку в конце декабря.
Естественно, что прогноз, предсказывающий повышение цены бензина и дизельного топлива не могут не раздражать государственных мужей. Даже когда прогноз этот базируется на объективных экономических расчетах.
Итак, на сегодняшний день цены на топливо в России выше, чем в большинстве стран мира, включая самую богатую (США – на 25%) и самую быстроразвивающуюся (Китай – на 20%); впереди нас – лишь Европа. Нефтяники, рассуждая о цене на бензин, в первую очередь говорят о необходимости снижения налога, жестко привязанного к стоимости нефти на мировых рынках. Мол, он и является фактором «роста» для цены на бензин. Только в реальности зависимость эта странная.
Этой зимой, скажем, когда цены на нефть на всех биржах мира упали почти на треть, розничная цена бензина в России опустилась всего на 1 (один!) процент? А весной, как только цены на нефть начали расти, вверх пошли и внутренние цены на топливо? В общем, прямой зависимости тут нет.
На самом деле проблема в том, что сегодня наши нефтяные компании … топливом, по сути, не занимаются. Им выгоднее продавать на рынке сырую нефть, а не возиться с ее переработкой. Причин тому много, но факт остается фактом - из почти 480 млн. тонн сырой нефти, добытой в России в прошлом году, на свободный, независимый рынок внутри страны попало лишь 3,5 млн. тонн.
Понятно, что такая «схема работы» приводит к элементарному дефициту нефти для производства бензина. Государство и нефтяники рассуждают о некой внутренней нефтяной бирже. А при дефиците нет и не может быть рыночных цен. Их можно лишь изредка «регулировать» с помощью «договоренностей» между нефтяниками и правительством. В результате все эксперты при прогнозировании внутренних цен на бензин учитывают не столько конъюнктуру мирового рынка, сколько сезонные колебания и уровень инфляции в стране.
Так, если в январе 2007 года средняя цена бензина А-92 составляла 19,3 рубля за литр, можно смело предположить (не опасаясь гнева антимонопольной службы), что при запланированном уровне инфляции в 8% в июле за него будут просить примерно 21,5-22 руб./ литр. А вот к концу года цена несколько опустится.
Примерно такие же тенденции в формировании розничной цены существуют в России и в секторе дизельного топлива. Правда, в отличие от Европы, у нас довольно низкий спрос на «солярку». В Германии на сегодняшний день объемы продаж дизельного топлива занимает до 60% от общего объема продаж на АЗС. Поэтому наши нефтяные компании не торопятся производить «солярку» в больших объемах.
Печальный опыт в этом плане имеет ЛУКОЙЛ, первым в России освоивший производство дизельного топлива ЕВРО-4. Стоимость «евросолярки» оказалась высокой, поэтому большая часть выпущенного топлива оказалась невостребованной внутри страны. В итоге ЛУКОЙЛу даже пришлось покупать в Финляндии сеть АЗС, на которых компания и продает «нашу» солярку. При таком спросе можно прогнозировать лишь небольшой всплеск цен в летнее время (с 17 рублей в январе до 18,3 рублей в июле); к концу года средняя стоимость солярки будет в районе 18 рублей за литр.