Санкт-Петербург серьезно претендует на звание автомобильной столицы не только России, но и всей Европы. Здесь ударными темпами строят свои заводы компании «Тойота», «Ниссан», «Дженерал Моторз», несколько мировых производителей автокомплектующих. В пригородном Всеволожске уже 4 года собирают популярные автомобили «Форд-Фокус».
Буквально на днях представители японской компании «Сузуки» подписали с Минэкономразвития России договор о намерениях, в котором указывается площадка в Шушарах (это промзона на юге Сантк-Петербурга), где они хотят построить новый завод. А уже летом японцы собираются получить статус промсборки, то есть, льготы на ввоз комплектующих и запчастей.
Как ожидается, российский завод «Сузуки» рассчитан на выпуск около 50 тысяч автомобилей в год. Речь идет о двух моделях – это хорошо известный внедорожник «Гранд Витара» и некий седан сегмента С – но тоже с полным приводом. Вероятнее всего, речь идет о седане на базе кроссовера SX4, который уже показали на автосалонах в Женеве и Шанхае.
Ситуация с «Гранд Витарой» для российской автопромышленности уникальна. Ведь эта машина – современная и весьма модная в мире модель, а не устаревшая конструкция, от которой уже давно отказались во всем мире и собирают только для России. Авторитетнейший немецкий журнал о внедорожниках AutoBild признал лучшим автомобилем 4х4 2007 года «Гранд Витару». Победителя определяли более 35 тысяч читателей издания.
Ленинградская область не случайно была выбрана японской компанией в качестве производственной площадки. У нее масса преимуществ. Например, Санкт-Петербург имеет выход к Балтийскому морю (это удобно для доставки на завод комплектующих) и связан железными и автомобильными дорогами с основными российскими рынками. Более того, Питер и сам по себе приоритетный регион для дилеров. Плюс к тому, здесь есть квалифицированная и недорогая (по сравнению с западной) рабочая сила. Кроме этого, городские и областные власти предоставляет инвесторам благоприятные условия.
А ведь еще производства в России планируют открыть компании «Пежо-Ситроен» и «Мицубиси», причем, речь идет опять о Санкт-Петербурге. Во всяком случае, эти компании вели переговоры с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко. Единственная, кажется, проблема – даже в огромной северной нашей столице уже не хватает кадров, ведь западные инвесторы здесь открыли (или открывают) множество производств (не только автомобильных), и на каждом требуются квалифицированные рабочие и инженеры.
Но, в любом случае, если все «фирмачи» претворят свои планы в жизнь, то уже в ближайшем будущем в Санкт-Петербурге и Ленинградской области будет производиться от полумиллиона до миллиона автомобилей в год. И тогда к многочисленным званиям у северной Пальмиры появится новое: автомобильной столицы страны.
Впрочем, вполне возможно, что и старая столица легкового автомобилестроения – Тольятти, сможет оказать конкуренцию новым игрокам на российском рынке. Холдинг "Русские машины" приобретает 20 млн. голосующих акций канадского автопроизводителя «Магна» за 1,54 млрд. долл., сообщается в совместном пресс-релизе компаний. Согласно условиям соглашения между «Магной», "Русскими машинами" и компанией «Стронах Траст» после завершения сделки холдинг получит возможность назначать по 6 членов в совет директоров Magna, в том числе и четырех независимых.
В ноябре 2006 г. группа ОАО "Русские машины" (основной акционер группы «ГАЗ») и канадская «Магна» подписали меморандум о стратегическом партнерстве в организации производства и логистики автомобильных узлов и компонентов.
В декабре 2006 г. "АвтоВАЗ" договорился с «Магной» о совместном строительстве в Тольятти автозавода мощностью до 480 тыс. автомобилей в год стоимостью 1,5 млрд евро. Таким образом, в Тольятти уже в ближайшее время может быть увеличено производство. Тем более, что, в отличии от Санкт-Петербурга, острого кадрового кризиса в российском автограде на Волге не предвидется.