Ленинградской области, судя по всему, уготована судьба стать «российским Детройтом». Первым из иностранных автопроизводителей здесь открыла свой завод компания Ford. В Ленинградской области ведется активное строительство предприятий компаний Toyota, Nissan и General Motors. А совсем недавно представители Suzuki подписали с МЭРТ России договор о намерениях, в котором указывается площадка в Шушарах.
Уже в ближайшее время японцы подготовят полный бизнес-план по строительству нового завода. Для осуществления этого проекта Suzuki должны получить статус промсборки, то есть льготы на ввоз комплектующих и запчастей. Подписание договора об этом намечается на начало июня. Как ожидается, шушарский завод Suzuki рассчитан на выпуск около 50 тысяч автомобилей в год.
Ленинградская область не случайно была выбрана автопроизводителями в качестве производственной площадки. Преимуществом считается то, что Санкт-Петербург имеет выход к Балтийскому морю, это удобно для доставки на завод импортных комплектующих. Более того, Питер – вторая столица с развитым рынком и, наравне с Москвой, приоритетный регион для дилеров. Немаловажный аспект для инвесторов – экономия на оплате труда (в сравнении с западной зарплатой почти в три раза) и, как отмечают в представительстве Ford, наличие квалифицированной рабочей силы.
Правительство РФ с большим энтузиазмом отворило двери иностранцам. Это вполне объяснимо, ведь работающее производство не только приносит налоги, но и создает новые рабочие места и стимулирует развитие компонентного производства в России за счет будущей локализации.
Первым дорогу в окрестности Санкт-Петербурга открыл Ford, построивший в 2002 году во Всеволожске завод по производству Ford Focus. Поначалу планы компании были более чем скромными – в первый год планировалось выпустить всего 4 тысячи автомобилей, а к 2005 году довести выпуск до 24 тыс. автомобилей. Однако успех превзошел все ожидания. Focus настолько пришелся по душе россиянам, что компания несколько раз пересматривала планы по выпуску в сторону увеличения. На этот год запланирован выпуск 75 тыс. Focus во Всеволожске и начало производства седанов Mondeo, сообщает Autonews.ru .
Объясняется это тем, что спрос на продукцию Ford растет в геометрической прогрессии – так, в 2006 году в России было куплено 118 тыс. автомобилей, что вдвое превысило продажи предыдущего года. В этом году Ford также показал рост в 145 процентов, продав в I квартале 39 тыс. автомобилей.
Успех Ford не мог оставить равнодушными остальных автопроизводителей. Поэтому в 2005 году на гигантской территории в 220 гектаров в санкт-петербургской промзоне Шушары заложила свой завод Toyota. По планам, завод после выхода на максимальную мощность должен производить 200 тыс. автомобилей в год. Причем это будут автомобили не только для внутреннего российского потребления, но и для продажи в западных странах – Toyota намерена экспортировать свои автомобили из России.
Год спустя с МЭРТ подписали соглашения с General Motors и Nissan. Завод Nissan будет построен в промзоне Санкт-Петербурга в районе пос. Каменка. В строительство автосборочного промышленного предприятия в Санкт-Петербурге Nissan инвестирует порядка 200 млн. долл. Проектом предусмотрено создание производства полного сборочного цикла, включая сварку, окраску и сборку кузовов автомобилей. Начало выпуска продукции запланировано на 2009 г. Ожидается, что максимальный эксплуатационный объем завода составит 50 тыс. автомобилей в год. В рамках проекта также планируется, что завод будет выпускать несколько моделей марки Nissan, адаптированных для российского рынка. В июне в рамках Санкт-Петербургского экономического форума состоится торжественная церемония закладки нового завода.
На новом заводе Suzuki собирается производить две модели – это уже успешная Grand Vitara и некий седан сегмента С, оснащенный полным приводом. Вероятнее всего, речь идет о новой кузовной версии компактного кроссовера SX4, которая уже засветилась в Китае, Европе и США, но к нам еще не поставляется. Suzuki готовится стать первым иностранным производителем, построившим в России завод, ориентированный на производство исключительно полноприводных авто.
Если все заявленные участники претворят свои планы в жизнь, то уже в ближайшем будущем в Питере и Ленобласти будет производиться от полумиллиона до миллиона автомобилей в год. И тогда в придачу к многочисленным званиям криминальной, северной и культурной столиц у Санкт-Петербурга появится новое звание: автомобильной столицы России, русского Детройта, а Россия станет страной, экспортирующей качественные автомобили.