Проект закона «О платных автомобильных дорогах» вызывает много нареканий. Эксперты опасаются, что вместо строительства новых трасс начнется взимание денег за проезд по дорогам, которые находятся в приличном состоянии. Платные шоссе – это улучшение уровня сервиса, но никак не панацея от российского бездорожья.
В четверг правительство России утвердило для внесения в Госдуму проект закона «О платных автомобильных дорогах». Правда, этот документ устраивает далеко не всех даже в самом кабинете министров. Как заявил, в частности, глава Минтранса Игорь Левитин, проект закона направлен в первую очередь на закрепление гарантий инвесторов, а не на улучшение положений автомобилистов.
Предлагаемый закон действительно повышает инвестиционную привлекательность дорожного строительства. Согласно проекту, платной может стать любая дорога общего пользования, которая подверглась предварительной реконструкции и у которой есть бесплатный альтернативный объезд.
Однако при этом прописано, что «протяженность альтернативного бесплатного проезда не должна более чем в три раза превышать протяженности проезда по платной автомобильной дороге». Но если платным сделают мост или тоннель, то бесплатная альтернатива вообще протяженностью не ограничена.
Что же такое реконструкция, в законе не прописано вовсе. Так что инвестор сможет просто нанести новую разметку, поставить шлагбаум и начать собирать плату.
Как отметил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, законопроект противоречит ряду положений гражданского законодательства. Впрочем, как уточнил Медведев, документ может быть доработан уже в ходе рассмотрения в Государственной думе.
А что на самом деле может принести этот законопроект, если он будет принят в сегодняшнем виде, нам, рядовым автомобилистам?
Во-первых, там не прописаны все самые спорные моменты создания платных дорог – нет четкого описания бесплатного объезда и не записано однозначно, что платная дорога может быть только вновь построенной, а не уже существующей. Иначе получается, что налогоплательщика заставляют дважды оплачивать одну и ту же дорогу.
Во-вторых, понятно, что этот закон никак не повлияет на ситуацию с дорогами в России вообще. К 25 тысячам населенных пунктов страны не ведут вообще никакие дороги, но, уверяю вас, ни один, даже самый благородный инвестор не будет строить в их направлении платные трассы. Вряд ли они вложат свои денежки и в федеральные трассы «Лена» и «Колыма», где мне в прошлом году так и не удалось проехать даже на мощном внедорожнике.
Мировая практика не имеет примеров, когда за счет платных дорог решалась транспортная проблема. В странах, где они существуют – в Италии или Франции и без платных дорог можно добраться фактически в любую точку страны. Платная дорога – это просто улучшение уровня сервиса. Во многих странах, например в Германии или схожей по климату с большей частью России – Финляндии платных дорог не существует.
Иными словами, идея транспортного министерства о панацеи в виде платной дороге выглядит утопичной и бесперспективной. Новых платных дорог мы не дождемся, до большинства удаленных территорий невозможно будет добраться. Зато за пользование большинством имеющихся более-менее комфортных федеральных трасс придется платить.
Большинство экспертов настроены скептически.
Игорь Моржаретто, заместитель главного редактора журнала «За Рулем»: «Боюсь, что все сведется к тому, что часть подмосковных участков федеральных шоссе немного «причешут» и сделают платными. А автомобилистам предоставят выбор – ехать быстро и с комфортом за деньги или бесплатно объезжать по длинным, не слишком современным дорогам, проходящим через многочисленные населенные пункты».
Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора»: «Россияне вообще за все платят весьма неохотно. Однако если будут построены хорошие платные трассы, то определенные категории автомобилистов, вполне вероятно, согласятся платить деньги и ездить по ним. Если же будут установлены высокие цены, если дороги массово станут платными и не будут иметь альтернатив, это вызовет в обществе острое социальное напряжение».