Почему Россия никак не пересядет на экологичные электромобили? Можно ли что-то отсудить у властей за "неправильные" реагенты на дорогах? Почему отношения водителей с ГИБДД не нормализуются? Об этом рассказывает Pravda. Ru председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
Читайте начало интервью:
Впереди электропаровоза? О преференциях для экологичного транспорта
Игорь Буккер: Насчет зарядки от электромобиля, которую можно из квартиры использовать — не слишком ли это дорого будет?
— Не знаю. Это надо считать, много приходит разных предложений. Считать и стоимость электромобиля, и какой он будет в обслуживании, будут ли какие-то преференции на дорогах.
— Каким странам и производителям принадлежат электромобили, бегающие по дорогам нашей страны?
— Есть японские, есть европейские, корейцы сейчас тоже вроде как производят. В основном, конечно, у нас используют гибриды, и на используемые в России я слышал много жалоб и нареканий. На мощность двигателя, на перебои, на проблемы с подзарядкой. Поэтому у нас все-таки превалируют традиционные виды двигателей.
— А что в других странах? Какие там моменты, нарекания?
— В Европе или в Японии гораздо больше сейчас приобретается гибридов, чем в России. Но отвечать за мотивацию зарубежных автовладельцев я не могу.
— А что там с зимней резиной?
— В северных странах зимняя резина явно имеет место, и даже закон обязывает "переобуваться". Но там в гораздо меньшей степени используют шипованную резину. Она не так распространена. И дороги там иначе содержат, в Норвегии, Финляндии. Гораздо меньше реагентами пользуются. И поэтому там нет такой грязи на дорогах зимой, как у нас, и с гололедом успешно борются. Это вопрос уже дорожных средств.
— Я сам недавно столкнулся, когда "переобувался" на зимнюю резину: реагент попадает между ободом и резиной. Утечка давления была в шинах. Это проблема?
— Конечно. Проблемы и с резиной, и с обувью. Я уж не говорю про лапы животных. И еще побочный эффект — когда все поднимается, загрязняет стекла. Появляется пленка, видимость ухудшается, поэтому ездить тяжело. К тому же зимой темнеет рано, светает поздно. Можно легко в аварию попасть.
— Выиграть суды нереально у дорожных коммунальщиков?
— Думаю, что применение реагентов все равно санкционировано властями. У нас не такие, как на Западе, суды, где рядовой гражданин может любой самой крупной корпорации или государству в целом предъявить иск и взыскать несколько миллионов.
— А ваше движение не предоставляет адвоката?
— В отдельных делах, особенно знаковых, участвуем и помогаем. У меня три книги написаны по проблемам защиты прав водителей. И нельзя сказать, что абсолютно проигрышное дело водителя, просто ему придется все круги ада пройти. Отбиться от незаконного преследования, от привлечения к ответственности, поспорить со страховой компанией по поводу выплат — еще возможно. Но взыскать за реагенты — очень много нужно собирать доказательств.
На Западе это делают даже не сами граждане. Они выплачивают автомобилистам, а потом занимаются взысканием с виновника. Того, кто произвел реагенты, кто принял решение об их применении. Минимизируют тем самым убытки. Наш страховой бизнес связываться с государством не хочет, но зато активно лоббирует каждый раз повышение страховых тарифов.
— А можно ли выиграть в случае ненадлежащего состояния дорожного покрытия?
— Страховые компании найдут массу причин, почему здесь ничего не должны получать водители.
Однако в теории есть нормы, какими должны быть дороги. И если все зафиксировать в протоколе, сфотографировать и представить затем в суд, то… Были случаи, что наиболее дотошные что-то отсуживали у дорожников, но требуется очень много сил и нервов.
В одном регионе был толковый начальник регионального ГИБДД, который начал активно привлекать к ответственности дорожников. Почему-то через год он лишился работы. Не знаю, совпадение ли.
— Как сейчас ведут себя наши доблестные сотрудники ДПС? Есть какие-то положительные изменения?
— Я очень уважаю тех представителей ГИБДД, которые занимаются разборами ДТП, это настоящие профессионалы. Их деятельность некарательная, нерепрессивная. Они занимаются серьезным профессиональным разбором, за счет чего решаются судьбы людей.
А есть так называемые постовые, которые только протоколы умеют составлять. Тут ничего особо к лучшему не меняется — этих людей не слишком хорошо готовят, воспитанием они не блещут. Хотя везде есть разные люди.
Все же я надеюсь, что в итоге мы проведем нужную реформу, здесь полумерами не обойтись, чтобы сотрудники ГИБДД перестали ассоциироваться с коррумпированными чиновниками, а стали, как во многих странах, уважаемыми должностными лицами.
— В случае незначительной аварии без жертв обязательно проходить медицинское освидетельствование на употребление наркотиков, алкоголя и так далее?
— Только когда есть пострадавшие, когда речь идет о возбуждении уголовного дела. Сейчас если есть ОСАГО и нет споров, даже сотрудника ГИБДД вызывать не обязательно. Оформляете самостоятельно все дело по так называемому европротоколу — и все, вперед в свою страховую компанию за возмещением.
Беседовал Игорь Буккер