Как себя вести при недостаточной видимости на дороге

Особенности вождения в условиях недостаточной видимости: сильно изматывает

Безопасность на дороге зависит от множества различных факторов. Ключевым из них является хорошая видимость. Нередко в Сети или на телевидении можно видеть, к каким страшным последствиям приводит недостаточная видимость на трассе. 

Что такое недостаточная видимость?

Любой опытный автомобилист хотя бы раз попадал в ситуацию, когда видимость на дороге резко снижалась. И происходить это могло по целому ряду не зависящих от водителя причин. Например, это могли быть:

  • резко спустившийся туман,
  • проливной ливень,
  • слепящее солнце.

В этот момент водитель теряет возможность отчетливо различать окружающие предметы, будь то пешеходы или другие транспортные средства.

Кстати, такая ситуация описана в правилах дорожного движения.

Естественно, попав в подобную ситуацию, автовладельцу не обойтись без посторонней помощи и помощи приспособлений, установленных на автомобиле. В подобных условиях водитель не может четко понять, что именно перед ним, человек или другой предмет. Это также касается и других препятствий на дороге. В данной ситуации важно быстро снизить скорость. А чтобы обозначить себя на дороге, следует включать аварийку.

Движение при недостаточной видимости

Сумерки

Условия, которые характеризуют снижение видимости на дороге, означают, что на неопределенное время резко снижается обзорность. Другими словами, автомобилист не может четко распознать предметы на расстоянии более трехсот метров. К таким условиям можно отнести сумерки.

Когда солнце заходит за горизонт, видимость ещё достаточно хорошая. И кажется, что свет фар совершенно не нужен. Но именно тут кроется опасность, поскольку в сумерках фактическая видимость резко снижается. Также надо отметить, что сумерки бывают как утренние, так и вечерние.

Фактор дождя

Новички, которые недавно сели за руль уверены, что опасность, которую таит сильный дождь, состоит в том, что резко снижается сцепление с дорожным покрытием. И это очевидный фактор. Нередко из-за мокрого дорожного покрытия тормозной путь увеличивается в несколько раз. 

 Автомобилисту надо знать это и быстро перестраиваться.

Снег и дождь могут очень быстро ограничить обзор, и водитель обязан сразу принять меры к изменению скоростного режима.

Бывает, что встречный автомобиль заехав в лужу, резко обливает лобовое стекло, из-за чего моментально водитель становится "слепым". В этот момент не надо впадать в панику, резко тормозить и круто вращать рулём. Стоит выполнить следующее:

  • Мгновенно включить дворники.
  • Снять ногу с педали газа.
  • По возможности следует перейти на пониженную передачу и включить аварийку, чтобы окружающие поняли, что автомобиль временно находится в затруднительной ситуации.

Как только щетки очистят стекло, следует выключить аварийку и постараться просушить тормозные колодки, которые скорее всего намокнут и эффективность торможения будет снижена.

Фактор тумана

Туман сам по себе более опасен, чем проливной дождь. В туман происходит огромное количество ДТП, которые уносят огромное количество человеческих жизней. В тумане от водителя требуется мобилизация всех его навыков и умений вождения.

Туман характеризуется следующими факторами:

  • Резко снижается зона обзора, иногда она ограничивается несколькими метрами.
  • Видимость может создавать ложные очертания препятствий.
  • Снижается возможность ориентации на местности.
  • Становится невозможным адекватно просчитать расстояние до различных встречных объектов.

Видимость в тумане нередко создает ложное и искаженное представление о предметах по ходу движения автомобиля. В данной ситуации крайне сложно просчитывать скорость окружающего транспорта. Кроме красного цвета, все другие искажаются, что делает красные автомобили более заметными в тумане.

Помимо снижения видимости, движение в тумане сильно изматывает водителя. Вглядываясь в густую мглу, сильно устают глаза и резко падает внимание, тем более если автомобиль не оборудован противотуманками.

Следует отметить, что дальний свет фар в этом случае бесполезен или даже усугубляет ситуацию. Поскольку яркий свет отражается от капель воды и ослепляет самого водителя.

Что надо предпринять:

  • Надо снизить скорость настолько, чтобы она была в половину меньше, чем расстояние, на которое можно обозревать дорогу. То есть если видимость составляет 60 метров, то скорость должна держаться в районе 30 км/ч.
  • Тормозной путь не должен составлять величину выше чем расстояние видимого обзора.
  • Надо включить ближний свет и если имеются, то противотуманки.
  • Стеклоочистители должны быть включены хотя бы на минимальный режим, а также должен быть включен обогрев заднего стекла.
  • В случае если на дороге хорошо просматривается разметка, надо держаться и ехать ближе именно к ней, а не к обочине.
  • Голова водителя должна быть наклонена ближе к лобовому стеклу, а иногда даже ее можно высунуть из бокового окна.
  • Следует приоткрыть боковое окно со стороны водителя, чтобы он мог услышать звук приближающегося автомобиля.
  • Если туман застал за городом, можно периодически подавать короткие сигналы клаксоном.

В случае если видно идущую впереди машину, надо держать ее на самом большом расстоянии.

Недопустимо останавливаться на проезжей части. Надо ставить автомобиль как можно дальше от дороги. Не следует обгонять во время сильного тумана.

Автор Сергей Бухранский
Сергей Бухранский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить