Пешеход бросился под машину: кто возместит ущерб?

Многие наверняка слышали истории, как суд обязывал пешехода покрывать ущерб нанесенный в результате ДТП. При этом суд обязывал автовладельца покрыть траты за лечение пешехода. Причем эти траты полностью покрывались страховкой ОСАГО. А вот пешеход тратил намного больше, возмещая автовладельцу расходы на ремонт автомобиля. Давайте разбираться, кто же должен платить, если пешехода сбивают на перекрестке или в неустановленном для перехода месте.

Платить придется

На первый взгляд может показаться странным, что приходится платить двум сторонам. Но это обычная практика, которая полностью соответствует законодательству. Дело в том, что автомобиль - это источник повышенной опасности. И независимо от того виновен водитель или нет, возмещать траты на лечение придется все равно. Лёгкий вред здоровью, как правило покрывает страховка. А вот тяжкие травмы или смерть, страховкой вряд ли покроется и естественно придется платить самому.

Подобная практика, часто становится шоком для автомобилиста. Выходит, если на скоростной трассе под машину кинется пьяный, неадекватный, или желающий свести счёты с жизнью человек и при этом погибнет или будет серьезно покалечен, то водитель в любом случае будет вынужден оплачивать все расходы на лечение или платить серьезную компенсацию родным погибшего.

Конечно в законодательстве есть исключения, когда водитель освобождается от ответственности. Но на практике это всегда очень сложно доказать. Никто и никогда не признается, что бросился под колеса сознательно, тем более если пострадавший погиб. Любой юрист, которого привлечет пострадавшая сторона, докажет, что человек пострадал по невнимательности, а не по собственному умыслу. А в таком случае автомобилист будет обязан покрывать ущерб.

Но у данной ситуации есть и другая сторона. В некоторых случаях имеется обратная ответственность пешехода. Когда суд или ГИБДД признают виновником происшествия пешехода. В этом случае пешеход также должен возмещать автовладельцу ущерб за повреждение автомобиля. Эта процедура была подтверждена Конституционным Судом. После этого количество судебных исков к пешеходам от автовладельцев возросло в несколько раз.

Иногда страховые компании полностью возмещают автомобилистам полученный ущерб, если имеется страховой полис КАСКО, но после этого они требуют возврата этих средств с пешехода. Нередко подобные дела решаются через суд и после привлекаются приставы, которые помогают взыскивать с пешехода, если тот уклоняется от возмещения ущерба. Сегодня звучат призывы к тому, чтобы пересмотреть такое положение. Поскольку может показаться неэтичным, что с родственников погибшего или тяжело пострадавшего взыскивается компенсация за причиненный автомобилю ущерб.

Кто рискует больше: пешеход или водитель?

Если рассматривать причинение вреда здоровью, то очевидно, что больше всего в ДТП страдает пешеход. Нередко даже незначительные столкновения приводят к тяжелейшим последствиям, среди которых инвалидность или даже гибель. Не секрет, что сегодня политика ГИБДД направлена так, что пешеход в любом случае считается правым на дороге. Понимая это, многие переходят дорогу как угодно даже не поворачивая головы. И эта уверенность в своей полной правоте приводит к огромному количеству аварий с самыми тяжелыми последствиями.

Если практически у каждого автомобилиста есть обязательная страховка, то у пешеходов таких страховок нет, а значит покрывать ущерб приходится из своего кармана. Все это приводит к длительным судебным тяжбам, а впоследствии и привлечению приставов, поскольку пешеходы редко по своей воле торопятся возмещать ущерб автомобилисту. Подобные судебные тяжбы, и ожидание выплат, может растянуться на месяцы и даже годы.

Естественно риски автомобилистов несколько меньше. Если ДТП произошло, но скорость автомобиля была невысокой, то и повреждения автомобиля будут минимальны, а ущерб здоровью пешехода будет минимальным или средним, что может полностью покрыться обязательной страховкой. Что позволит избежать выплат из собственного кармана.

В любом случае надо быть предельно внимательным и осторожным во время езды на автомобиле. Даже на небольших скоростях можно серьезно покалечить человека или даже лишить его жизни. В этом случае лечение или компенсация может обойтись очень дорого, что не сможет покрыть обязательная страховка. В этом случае даже признанный невиновным автомобилист будет обязан выплачивать компенсацию или оплачивать лечение.

А как на западе?

Не в пример России, на западе эти проблемы уже давно решены. Там автовладельцы хорошо защищены от обязанности оплачивать лечение пешеходу, если доказано, что водитель полностью не виновен. Не смотря на размер суммы взыскания за причиненный ущерб, все оплачивается страховкой. Причем если по вине пешехода автомобиль сильно пострадал и стоимость ремонта не попадает под страховой случай, весь ущерб обязан оплатить пешеход. Как показывает практика на западе этот механизм прекрасно отработан и сложностей с оплатой обычно не бывает. Возможно, что в скором времени и в России этот механизм будет доведен до европейской практики.

Читайте также:

Советский автопром: первые шаги за руку с Западом и Америкой

Как создавался автомобиль

Как правильно буксировать автомобиль

РДНИИ предложил сузить левую полосу на автомагистралях

Автор Сергей Бухранский
Сергей Бухранский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить