Весна — это не только прекрасная пора года, но и период, когда дороги покрываются ямами и выбоинами после зимнего льда. Как правило, езда по весенним дорогам похожа на приключение, где на кону целостность подвески автомобиля. Увы, на наших дорогах наличие "запаски" — это обязательное условие. Но тут кроется одна опасность, которая поджидает автомобилиста, когда он ставит запаску с летней резиной, когда остальные три колеса обуты в зимнюю.
Подавляющее число автомобилей комплектуются полноценным запасным колесом или докаткой. На такое колесо производителем обычно ставится летняя или всесезонная резина. По утверждениям специалистов в области автомобильной безопасности, езда на таком колесе может принести ряд неприятностей, а иногда может быть опасной.
Многие автомобилисты сегодня надеются на современные автомобильные системы, которые автоматически контролируют вращение колес. Но, к сожалению, такие системы рассчитаны на хорошее дорожное покрытие. А если дорога покрыта выбоинами, то система может работать неправильно. Проблема в том, что некачественное покрытие приводит к разному сцеплению с дорогой, а это в свою очередь чревато потерей контроля и заносом.
Нередко дорожная обстановка требует резкого торможения, и если впереди установлена "запаска", а другие колеса обуты в зимнюю резину, то при торможении машина начнет вращаться вокруг колеса с более мощным сцеплением. Подобная ситуация разворачивается очень быстро, и у водителя практически не остаётся времени на принятие правильного решения. Поэтому даже самые опытные автомобилисты могут не справится с управлением и выехать на "встречку".
Но даже если докатка или "запаска" стоят на заднем колесе, то и тут во время поворота задняя ось может привести к заносу. Если в машине передний привод, проблема заноса решается выравниванием руля и добавлением газа. В случае заднего привода выровнять машину во время заноса будет значительно труднее.
Конечно многие водители скажут, что для этого и существуют системы АБС и стабилизации. Действительно, эти системы помогают, но при этом они дадут и другой эффект. Как правило на снежной или ледяной дороге тормозной путь может увеличится вдвое.
Важно понимать, что использование "запаски" в непредсказуемых дорожных условиях, когда местами дорога покрыта снегом, льдом или ямами, имеет свои особенности. Конечно, можно пренебречь советом и положиться на удачу или сделать все по правилам. Если машина имеет полный или передний приводы, то лучше всего иметь впереди зимнюю резину. Это значит если проблема с передним колесом, то снимается заднее и ставится на переднюю ось, а докатка или "запаска" ставится назад. При этом следует сразу, не спеша, ехать на шиномонтаж. Все движения автомобиля должны быть плавными. Следует избегать резких рывков и торможения, а также не стоит делать резких маневров. При первой возможности следует отремонтировать поврежденное колесо.
Если автомобиль имеет задний привод, то в этом случае вообще не рекомендуется использовать летнюю докатку или "запаску". У заднеприводного автомобиля при использовании летней "запаски" будет две проблемы. Если ее поставить на переднюю ось, то проблемы будут во время торможения, а если ставить запаску назад, то в данном случае занос будет во время разгона.
Докатка не является полноценным колесом и это надо хорошо понимать. У докатки нет твердых боковин, а на поворотах именно на боковую часть колеса приходится вся нагрузка. Докатка принципиально не рассчитана на подобные нагрузки. Важно помнить, что на докатке нельзя ехать быстрее 80 км/ч и нельзя резко поворачивать. При резком повороте резина может надломился и лопнуть, что приведет к непредсказуемым результатам.
Вообще, появление докатки — это результат экономии. Изначально предполагалось, что докатка будет использоваться в странах с умеренным климатом и хорошим дорожным покрытием. В нашей стране докатка актуальна лишь в городе. Зимой на загородных трассах использовать докатку крайне опасно. Лучшим решением будет использование полноценной "запаски" и резины на ней соответствующей сезону.
Если автомобилист живёт и работает в городе, то возможно наличие обычной докатки решает проблему и в случае необходимости можно осторожно добраться до ближайшего шиномонтажа. Но вот за городом или в сельской местности наличие полноценной "запаски" обязательно. Даже летом на докатке не рекомендуется ехать длительное расстояние, а о зиме и говорить не стоит. Поэтому надо иметь полноценную "запаску", причем ее надо время от времени проверять на наличие в ней нормального давления и желательно менять на ней резину в соответствии с сезоном.
Многие водители поступают правильно, когда покупают сразу три колеса с летней и зимней резиной. Наличие "запаски", подходящей по сезону, плюс с одинаковым рисунком протектора даст гарантию, что машина не преподнесет неприятных сюрпризов. Особенно это касается тех автомобилистов, которые вынуждены много и далеко ездить или проживающих за городом. Иногда чтобы попасть на шиномонтаж, надо проехать сотню километров, и если на улице зима, то для таких марш-бросков докатка точно не годится.