Последние три месяца рейтинг продаж новых автомобилей в России уверенно растет. Что послужило этому причиной — существующие правительственные программы поддержки автопрома, обещание новых льгот, возросшая доступность кредитов? Или россиянам просто надоело внимать похоронным прогнозам о нарастающем кризисе и захотелось снова жить нормальной жизнью, без запредельной экономии? И, к слову, эта тенденция прослеживается не только в авторынке.
Небольшой рост продаж в весенне-летний период является достаточно закономерным: большинство автолюбителей стараются отложить покупку вожделенной машины на теплый период для того, чтобы новое авто сразу после выезда из салона не подверглось воздействию низких температур, агрессивных химикатов и так далее. К тому же машина, купленная даже в конце декабря, с началом нового года автоматически переходит в разряд прошлогодних, существенно теряя в цене в случае перепродажи.
Тем не менее нынешнее увеличение автопродаж только вышеописанными факторами явно не объяснить. Положительная динамика в семь процентов в апреле и почти пятнадцать процентов в мае — это уже не изменения в рамках статистической ошибки, а однозначная тенденция. Снижением цены на машины это не объяснишь просто по причине практического отсутствия такого явления. Предновогодние скидки кончились, и даже падение курса доллара не сподвигло автодилеров уменьшить стоимость своего товара в рублях.
Эксперты высказывают самые разные гипотезы, отмечая также правительственные программы поддержки автопрома. Однако связь этих мер именно с ростом продаж автомобилей весной 2017 года объяснить сложно. Спору нет, ежегодные ассигнования государства в объеме больше 40 миллиардов долларов свое дело сделали и продолжают делать для оживления отрасли.
Но эти меры успешно применяются уже несколько лет! А новые (программы "Семейный автомобиль", "Первый автомобиль", "Российский тягач" и другие) заработают лишь с первого июля. По логике обычного потребителя, ему правильнее было бы дождаться вступления в силу этих новых предложений, а не бежать в автосалоны с наступлением первых теплых дней.
Еще одна экспертная гипотеза касается роста доступности автомобильного кредитования. Россияне в текущем году действительно стали брать больше кредитов, но не потому, что банки стали выдавать им их охотнее, наоборот, возросло число отказов финучреждений клиентам с недостаточной платежеспособностью. Просто раньше даже те, кто был перед банками чист, опасались брать на себя дополнительные тяготы по регулярным платежам, но теперь вдруг передумали, снова потянувшись в кредитные организации.
На экономическом языке такое явление принято называть удовлетворением отложенного спроса. Однако в данном выражении все равно не расшифровывается самое главное: почему российские потребители решили этот самый вопрос не откладывать, а, напротив, удовлетворять? Причем речь идет не только об автомобилях. Даже некоторые СМИ в последнее время не упускают возможности позлорадствовать над тем, что средний чек покупок в супермаркетах за последний месяц уменьшился. Что, по их мнению, должно неопровержимо свидетельствовать о дальнейшем обнищании несчастных россиян из-за продолжающегося кризиса.
Но есть и другие цифры. Например, в разы возросло количество туристических поездок за рубеж. Так, в далеко не бюджетном Дубае за прошедшие с начала года месяцы отдохнуло наших сограждан в два раза больше, чем годом ранее, на четверть выросло число путешественников в Грузию и Южную Корею, российская речь снова все громче слышна в Париже и других городах Старого Света.
Одним словом, о благосостоянии граждан свидетельствует не только суммы чеков за купленные продукты. Благосостояние в полном смысле этого слова — это когда деньги тратятся не только на хлеб насущный, но и на имиджевые вещи, без которых можно прожить без особого труда: гаджеты, модную одежду, те же автомобили и путешествия.
Что-то подсказывает, что деньги у значительного числа россиян водились и в предыдущие годы. Но при этом над ними довлел страх нарастающего кризиса, от которого все ждали только новых ухудшений. А потому свободные средства и не тратились, а откладывались на черный день.
Спору нет, сбережения еще никогда и никому не помешали. Но все же если подавляющая часть населения любой страны, подобно скупому рыцарю из "Маленьких трагедий" Пушкина, начнет лишь копить богатства, ни на что их не тратя, то это автоматически приведет и к падению продаж товаров, и к снижению их производства. После чего упадут зарплаты, вырастет безработица и порочный круг замкнется. А это кризис в чистом виде.
Для того чтобы подобного не происходило, центробанки развитых стран проводят так называемую политику количественного смягчения: наводняют экономику доступными деньгами для того, чтобы граждане покупали товары хотя бы в кредит — для роста производства.
Российская экономика пока что, к сожалению, в полной мере таких шагов позволить себе не может. Но правильное решение на этот счет приняли сами россияне, решив вкладывать свои доходы в покупку товаров и услуг; пусть и не самых необходимых, но все равно важных. И это, пожалуй, самый главный признак происходящих сейчас в российском обществе и экономике кардинальных изменений к лучшему. Рост продаж автомобилей является лишь одним из проявлений этой отрадной тенденции.