В российском законодательстве появится термин "опасное вождение"

"Опасное вождение" лишит свободы?

Неутешительная статистика по числу ДТП и погибших и покалеченных на российских дорогах вынуждает идти на ужесточение административного и уголовного законодательства. Так, скоро в законе, в том числе в уголовном, может появиться такой термин, как "опасное вождение". Что это за понятие? И как оно отразится на ситуации на российских дорогах.

Недавно у президента России состоялось совещание, на котором глава государства высказал обоснованную обеспокоенность высоким уровнем ДТП в России, в том числе и со смертельным исходом. Таких трагедий регистрируется до 27 тысяч в год.

Правительственные чиновники пообещали принять меры к исправлению ситуации. В частности, вице-премьер Игорь Шувалов предложил ввести понятие "опасное вождение" — и карать за него по соответствующей, пока гипотетической, статье Уголовного кодекса. А не КОАП — как при большей части проступков водителей, за исключением ДТП с человеческими жертвами и некоторых других моментов.

"Намереваемся с Государственной думой, Владимир Владимирович, создать такие нормы поведения, которых в нашем законодательстве сейчас не существует. Многие юристы по поводу этих правил спорят. Мы просим здесь вашей поддержки. Например, законодательно определить, что такое опасное вождение.

Такой нормы у нас в законе нет, но во многих странах это вплоть до уголовного наказания, когда специально создается ситуация — мы это на дорогах теперь видим достаточно часто, — и за это водители должны нести соответствующую ответственность", — сказал вице-премьер на указанном совещании.

Правительство еще по итогам майского поручения главы государства подготовило "План мероприятий, направленных на снижение смертности населения от ДТП", в который также был включен пункт об "опасном вождении".

Вообще,предложение насчет этой самой "опасности" вызывает двойственные чувства. С одной стороны, никаких сомнений в том, что ездить надо безопасно, а нарушителей этого принципа карать — нет. С другой стороны, а зачем понадобилось для этого вводить еще дополнительное понятие в существующие Правила дорожного движения?!

В самом деле, нарушение любого из наличных параграфов ПДД и так, по умолчанию, трактуется как создание опасной ситуации. Например, совершил водитель "двойной обгон" или проехал на красный свет — естественно, это может привести к дорожной аварии с тяжелыми последствиями.

Защитники инициативы насчет санкций за "опасное вождение" ссылаются на зарубежный опыт. Но там содержание этого понятия, по сути, также четко регламентируется местными правилами дорожного движения. Цитирую один из российских автомобильных сайтов:

"В США "опасное вождение" (reckless driving) трактуют по-разному в зависимости от конкретного штата. Но если говорить обобщенно, то для американцев — это небрежное и невнимательное управление любым транспортным средством, злонамеренное или беспричинное пренебрежение правилами дорожного движения, угрожающее безопасности людей и/или имущества. Наказания разнятся, но если обошлось без жертв, то кара — это лишение свободы на срок от 10 суток до одного года и/или штраф в размере от 25 до 5000 долларов.

В Англии, Уэльсе и Шотландии "опасное вождение" (dangerous driving) рассматривается так: если кто-то управляет транспортным средством сильно хуже, чем можно было бы ожидать от компетентного и осторожного водителя, или самому такому водителю при взгляде со стороны очевидно, что находиться в транспортном средстве в его текущем состоянии опасно, — это и есть искомое правонарушение. Наказание — максимальный штраф и/или тюремное заключение сроком до пяти лет.

Если говорить о примерах опасного вождения, то британцы считают таковым езду наперегонки, рискованные обгоны, наплевательское отношение к светофорам, дорожным знакам и предупреждениям от пассажиров. Сюда же относится вождение под воздействием алкоголя, наркотиков, лекарств, в сонном состоянии или при наличии травм, несовместимых с полноценным управлением.

И здесь же — болтовня по телефону или с пассажиром, отвлечение от дороги при разглядывании карты, закуривании сигареты, смены компакт-диска или настройки радио…".

Нутак, интересно, что мешает запретить эти (или какие-то другие) моменты в отдельных пунктах российских Правил? Многие из которых (например, относительно разговоров по мобильнику во время езды или вождения в пьяном виде) и так давно запрещены.

Наказание за часть нарушений хочется сделать особо серьезным, чтобы оно проходило по статьям УК, а не КОАП? Ну так и это можно сделать без особого труда — приняв соответствующие поправки как в ПДД, так и Уголовный кодекс.

Другое дело, что как-то не совсем понятны критерии разделения нарушений правил на "административные" и "уголовные". Наверное, судить уголовным судом девушку за разговор по мобильнику за рулем будет все-таки перебором — может, хватит с таких и существующих административных штрафов?

Нет, вообще, многие и автомобилисты и ГАИшники, как бы интуитивно знают, что такое "опасное вождение". Или же "агрессивное" — частые перестроения из ряда в ряд, обгоны, чреватые созданием аварийной ситуации, "подрезания" и прочие неприятные для других участников дорожного движения выходки водителей-лихачей.

Но, скажем, а как оценить появление на узенькой двухполосной дороге с интенсивным движением какого-нибудь "драндулета", двигающегося со скоростью 50 кмчас, или, вообще, трактора, а то и телеги? Формально, их водители едут очень осторожно. Вот только остальным их коллегам, чтобы быстрее добраться до пункта назначения, хочется ехать с разрешенной за городом скоростью хотя бы в 90-110 км/час.

А для этого они вынуждены раз за разом обгонять "тихохода" — рискуя встретиться лоб в лоб с машинами, едущими по встречной полосе. А это на таких скоростях — верная смерть. Так что, владельцев "черепах" тоже будем тащить в суд за косвенное создание опасности аварийных ситуаций?

Больше всего в анализируемой инициативе пугает ее возможная неконтретизированность. Вообще, в постановлении правительства прописано намерение "определить состав правонарушения "Опасное вождение". Но практика показывает, что на деле с такими широкими понятиями ситуация возникает не всегда гладкая.

Пример — ну очень емкий термин "антиобщественное поведение". Включающий в себя нарушение и моральных, и юридических норм. И, к сожалению, ответственность за такое поведение порой наступает не с опорой на четкие пункты законов, а "по внутреннему убеждению" того или иного правоохранителя.

Вспоминается эпизод из когда-то популярной "дилогии" и работе советской милиции "Петровка-38", "Огарева-6". Там главный герой, опытный следователь МУРа, приезжает на периферию опросить важного свидетеля. А тот отсидел недавно, как раз "за нарушение норм общественной морали". Громко пел на улице песни от радости, что его жена родила в роддоме здорового малыша. И отвечать на вопросы сыщика категорически отказался.

После этого столичный полковник вызвал к себе местного участкового инспектора, как раз и упекшего парня в колонию, и ласковенько так у него спрашивает: "А ты знаешь, почему милицию в народе называют "легавыми"?" Правда, выражение лица офицера при этом не сулило слишком уж ретивому "участковому" ничего хорошего…

Так что, очень не хотелось, чтобы сама по себе нужная инициатива по усилению наказаний за опасные нарушения ПДД, при желании тех же недобросовестных сотрудников ГИБДД могла бы превратиться в орудие субъективного беспредела против водителей.

Поэтому юристам правительства хотелось бы пожелать, чтобы при подготовке ими изменений в законодательство, строго соблюдался принцип "разрешено все, что не запрещено". А понятие "опасного вождения" состояло бы из четких и понятных каждому пунктов, не допускающих расплывчатых формулировок и вольного их применения.

Читайте также:

Смысла в ОСАГО нет, а в дорогом - тем более

Стать водителем теперь труднее. И дороже

ОСАГО: поперек горла страховщикам

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить