Думаю, подобные чувства испытал бы каждый из 600 тысяч человек, которые прошли тогда через "атомный ад" и которых сегодня называют "ликвидаторами".
Но, к великому сожалению, многих уже нет среди нас, а потому они не смогут разделить те горькие ощущения действительности, которые ворвались в душу вместе со словами, начертанными в письме.
В нем значилось:
"Мы увидим Чернобыльскую АЭС и Саркофаг над взорвавшимся атомным реактором, погрузимся в атмосферу безлюдного города-мемориала Припять, пройдемся улицами Зоны — городка Чернобыль.
Кроме того, мы ощутим древнюю культуру Полесья в практически никем не посещаемой части покинутого села Залесье. Целый день нас будет окружать удивительная природа Чернобыльской пущи".
Так звучит приглашение на "экскурсию по Чернобылю".
Она продолжается один день, и цена ее двести евро…
Я пробыл в Чернобыле, на АЭС, в Припяти и Зоне только в 1986-м году сорок суток, а потом еще столько же в 87-м и 88-м, ну а затем приезжал еще несколько раз. В общем, получается по одному евро в день…
Правда, платил гораздо больше, как и все ликвидаторы, — здоровьем.
Инфаркты, инсульты, раковые заболевания, поражение суставов, потеря зубов и прочие напасти, которых столь много, что сбиваются со счета даже медики, стоят гораздо больше, чем злополучные двести евро. Не продешевили ли устроители экскурсий по Зоне?!
Тем более что нигде на планете не увидишь "город-призрак".
Впрочем, для меня стало открытием, что это "город-мемориал".
Оказывается, брошенные дома, откуда жители выезжали стремительно — им разрешили брать только самое необходимое, квартиры с разбросанными по полу детскими игрушками, занавески на шторах, что колышутся на ветру, так как стекла давно уже выбиты, — все это "мемориал"!?
Отвлекусь немного. На всякий случай, не советую туристам быть в Припяти долго: радиационный фон там значительный, и не верьте, когда вам будут говорить о "полной безопасности".
Итак, мемориал…
Я вспоминаю удивительное дерево, растущее на краю "Рыжего леса". Одна из ветвей у него была горизонтальная, и фашисты использовали ее как перекладину, на которой было удобно вешать партизан. Это они и делали регулярно.
Дерево было настоящим памятником минувшей войны, но его пришлось уничтожить — слишком уж "фонило". И весь тот лес, который стоял вокруг, потому что он стал "рыжим". Огонь радиации сделал его таким.
Так и прилепилось это название к лесу. Вскоре его пришлось уничтожить. Деревья хоронили в траншеях, сверху заваливали "чистой" землей. Теперь здесь огромная желтая поляна — сквозь песок пока зелень прорывается медленно и неохотно.
Это тоже "мемориал"!?
В "Рыжем лесу" тысячи ликвидаторов получили запредельные дозы. Почти такие же, как на крыше машинного зала, где они убирали куски топлива, бетона и металла, выброшенные из жерла взорвавшегося атомного блока.
Хорошо, что руководство атомной станции запрещает туристам подниматься на крышу, но по саркофагу все-таки можно "прогуляться" — за дополнительную плату, конечно…
Однако пора высказаться со всей определенностью по поводу "чернобыльского туризма".
Стремление заработать деньги любой ценой — это характерная черта современной жизни, и выросло уже два поколения, которые пытаются это делать вопреки всем нравственным правилам и нормам.
А потому "экзотических" предложений вполне достаточно: от экскурсий на ледоколах к Северному полюсу, полетам на Международную Космическую Станцию до поисков кладов на дне океанов и путешествий в виртуальную Атлантиду.
Есть деньги — и тут же находится огромное количество людей, которые с удовольствием их примут, обеспечив выполнение любого вашего желания.
Однако, на мой взгляд, есть грань, переходить которую недопустимо. К этому относится и "чернобыльский туризм".
Огромная беда обрушилась на нас 26 апреля 1986 года. Трагедия коснулась миллионов людей. Как тех, кто попал под радиоактивное облако, так и тех, кто ликвидировал последствия катастрофы. И до нынешнего дня они не преодолены, потому что Чернобыль — это навсегда.
Как обуздать эту атомную стихию?
Пока нет ответа на этот вопрос…
А у туристов складывается впечатление, будто тут "удивительная природа"! Нет, не "удивительная", а очень опасная, так как несет в себе радиоактивную заразу.
И город Припять вовсе не "мемориал", а плата за наше легкомыслие, незнание и пренебрежение опасностью. Плата жестокая, уходящая в будущее на века.
Село Залесье — это не "достопримечательность" Полесья, а упрек нашему поколению. Люди жили здесь давно, а теперь где они? Не ведает того никто, потому что разбросала их беда по свету.
Случается, возвращаются в зараженные села старики, потому что не могут жить в других местах. Зовут их "самоселами", и в Зоне насчитывается их уже несколько тысяч… Вот им-то как раз пару сотен евро очень пригодились бы, потому что нет у них денег вообще — власти отказываются признавать их существование.
Интересно, если бы наши современные украинские бизнесмены жили в средние века, то приглашали бы они туристов на церемонию сжигания ведьм на кострах инквизиции или на казнь с помощью гильотины? Наверное, обязательно делали бы это… О времена, о нравы!
"Присоединяйтесь! Сообщите кому это может быть интересно" — в заключение своего письма просят хозяева тура.
Вот я и сообщаю: по-моему, это "интересно" всем. Всем, кто еще умеет отличать трагедию от фарса. Тем, у кого еще душа не превратилась в мусорный мешок для денег.
Ну и, конечно же, всем нам, прошедшим ад Чернобыля, потому что и в голову не могло прийти, что по тем местам, где ликвидаторы оставляли частичку своей жизни и судьбы, когда-нибудь будут водить "экскурсии". Жаль, что мы дожили до такого рода времен.
И я уже не удивлюсь, если наши бизнесмены следом за своими украинскими коллегами начнут организовывать туристические поездки на Саяно-Шушенскую ГЭС…
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.