Накануне ожидаемой встречи между президентами РФ и США в Гамбурге в Москву прибыл китайский лидер Си Цзиньпин. Наблюдатели сходятся во мнении, что его двухдневный визит будет посвящен согласованию совместных российско-китайских позиций, которые будут изложены Владимиром Путином в беседах с Дональдом Трампом.
Как известно, Си Цзиньпин был одним из первых мировых лидеров, принятых вновь избранным президентом США Трампом. При этом американской стороной было многое сделано, дабы подчеркнуть особый характер американо-китайских отношений. Так, переговоры с председателем Си велись не в Вашингтоне, а в личном поместье Трампа. Это, конечно, указывало на стремление нового хозяина Белого дома установить личные связи с китайским коллегой. Необходимость подобного подхода диктовалась тем, что от характера взаимоотношений между США и КНР во многом зависит будущее мировой торговли, экономики и политики. Во всяком случае, это хотел дать понять Трамп, который в ходе избирательной кампании не скупился на критику действий Китая.
При этом именно для Си Трамп заготовил первый свой большой сюрприз: как раз во время их совместного обеда было получено сообщение об ударе американских ракет по Сирии. Трамп тут же поделился новостью с гостем и внимательно наблюдал за его реакцией.
Судя по свидетельствам очевидцев, Си Цзиньпин и бровью не повел, хотя действия США вполне могли бы быть (и наверняка были) восприняты им как оскорбление, ведь Трамп не поставил китайское руководство в известность о своих военных планах. Так поступают только с противниками, но не с друзьями. Поэтому вполне очевидно, что главное впечатление от визита Си в США заключалось в уверенности: ни в чем не доверять Трампу.
Это правило наверняка распространяется и на такие сферы соприкосновения интересов КНР и США, как Южно-Китайское море (ЮКМ) и Корейский полуостров. Мы уже писали о большой стратегической игре, ведущейся в этих регионах.
Здесь все более заметно желание Вашингтона превратить Пекин в своего рода подельника, разделить с ним ответственность за все более острую и даже взрывоопасную ситуацию, будь то вокруг спорных островов в ЮКМ (к которым США ни малейшего отношения не имеют) или вокруг северокорейской ракетно-ядерной проблемы. Эта американская уловка, мол, США и КНР несут равную ответственность за урегулирование на обоих направлениях, может показаться неким бонусом, поощрением Китая. Ведь его сам Вашингтон признает равным себе игроком!
Но даже если это отчасти и так, имея дело с Америкой, о подлинном равенстве, которое основывалось бы на признании и уважении законных интересов другой стороны, речи быть не может. Будь то Китай, Россия, Европа — США никого полностью равным себе признавать не намерены. Равенство может быть только в тех рамках, которые выгодны Вашингтону, или в которых он будет вынужден это равенство признавать.
Китай как великая держава, как ответственный и опытный участник системы международных отношений все это отлично понимает. Конечно, среди китайцев наверняка есть те, кому было бы чрезвычайно лестно почувствовать себя равными дядюшке Сэму. Тем более, что определенные основания для этого есть: Китай признан второй экономикой мира после американской, Китай держит большую часть госдолга США, Америка приглашает Китай на двоих решать вопросы стратегической стабильности и усмирения Северной Кореи.
Но все эти выгоды равенства (более или менее иллюзорные) не отменяют того факта, что США, особенно при президенте Трампе, принципиальной целью своей политики сделали сдерживание Китая. На сегодняшний день проглядывается тенденция на провоцирование Пекина в вопросах о Северной Корее, об островах в ЮКМ, о Тайване — везде Америка ведет дело так, чтобы вынудить КНР на возможно более резкие и необдуманные действия. Добавьте к этому неослабевающую активность сторонников демократии в Гонконге, периодические вспышки терроризма в Синцзяне (вблизи от Афганистана), а теперь и на Филиппинах, поддержку сепаратистов в Тибете, и вы получите достаточно полный список кризисов и горячих точек, которыми вашингтонские стратеги старательно окружают Китай.
Это тот же образ действия, который применяется и к России, также подлежащей сдерживанию, по мнению американцев. Неудивительно, что, вместе подвергаясь однотипному давлению, Москва и Пекин идут на еще более тесную координацию своих позиций. Тем более накануне столь важного события, как первая встреча президентов РФ и США.
В ближайшие два дня российскому и китайскому лидерам предстоит большая и, будем надеяться, плодотворная работа. Мы вправе ожидать, что ее итогом станет согласованный стратегический курс, уравновешивающий односторонние подходы США.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.