В скором времени для будущих педагогов может быть введена последипломная подготовка. Об этом практически синхронно сообщили помощник президента Андрей Фурсенко, выступая перед участниками всероссийского образовательного форума "Территория смыслов на Клязьме", и пресс-служба министерства образования и науки. Как относиться к данной инициативе?
В принципе дополнительное образование для формирования профессионализма еще никому не помешало. Особенно, если оно имеет характер длительной производственной практики.
Вообще, такую практику проходят все будущие специалисты, еще в ходе обучения в своих вузах. Другое дело, что длится она от силы пару месяцев — обычно в летнее время, после предпоследнего курса. Для будущих врачей она носит название "субординатура", будущие учителя просто стажируются некоторое время в классах обычных школ, во время учебного года.
Однако и в России (а прежде — в СССР) и в остальном мире перед началом самостоятельной деятельности врачи после получения диплома обязаны проходить дополнительную подготовку.
На Западе она чаще носит название "резидентура" (из-за того, что молодой врач практически безвылазно находится в больнице, даже проживая неподалеку — являясь "резидентом" медучреждения), у нас — интернатура. Впрочем о последней ныне знают даже далекие от медицины люди — после просмотра комедийного сериала "Интерны" с Иваном Охлобыстиным в главной роли.
Продолжительность интернатуры для врачей обычно составляет один год. Иногда, правда, ее делали "очно-заочной" — когда получившие диплом молодые эскулапы то набирались уму-разуму в солидных медучреждениях, то работали по распределению на основном рабочем месте. И тогда сроки увеличивались вдвое-втрое.
Собственно, как раз для российских врачей интернатура носила важный, но не безальтернативный характер. Потому что в большинстве западных медвузов обучение "у постели больного" попросту не принято — там считают, что с пациентом имеют право контактировать лишь дипломированные врачи. А потому студенты-медики получают лишь теоретические знания и просто вынуждены потом набираться практического опыта в "резидентуре" иногда до 5 лет кряду.
Самое интересное то, что с введением новых стандартов образования интернатура для врачей в России должна быть ликвидирована с 2016 года. То есть, сразу после окончания медфакультетов они могут идти работать в больницы.
Правда, не на все должности, а только "общей практики". Семейными врачами, терапевтами, педиатрами, но никак не "узкими специалистами". Для этого им после отработки 3 лет "рабочими лошадками" поликлиник надо будет закончить еще клиническую ординатуру — уже на протяжении 3 лет.
Так что с упомянутыми в начале статьи новациями ситуация интересная. Для врачей, получается, интернатура отменяется, а вот для учителей вводится. Причем, под рабочим названием "ординатура" — но всего годичной продолжительности, как упраздняемая врачебная интернатура.
Но все же — не кроется ли в нововведении для педагогов неких подводных камней? В общем, вопросы возникают.
Например, в медицине, что интернатура, что клиническая ординатура означает в первую очередь сниженную рабочую нагрузку. Обучающиеся в них врачи ведут, в худшем случае, одну-две палаты — с 6-8 больными максимум. В то время, как нагрузка на ставку для обычных врачей стационара — 25 пациентов.
А сэкономленное время "служители Гиппократа" должны посвящать слушанию лекций, читаемых профессорами и доцентами, работающими здесь же, при клинике, самоподготовке по специальности.
А как быть с учителями-ординаторами? Классов с уменьшенным числом учеников для них точно никто делать не будет. Просто уменьшить количество уроков? Но это не совсем то же самое.
И, наконец, медицинские профессорско-преподавательские кадры находятся тут же, при клиниках, в расположенных в их зданиях кафедрах мединститутов и академий последипломного образования. А вот дети учатся в обычных школах, где кафедр педагогических институтов нет по определению. Разве что искать для "учительских ординаторов" средние образовательные учреждения вблизи педвузов? Но так в "удобных" школах, наверное, придется львиную долю классов отдавать практикантам?
А будут ли в восторге от этого родители детишек — если последних не месяц-другой, а целый год будет учить предмету не опытный педагог, а практикант, лишь набирающийся опыта? В больницах с такой практикой будет попроще — опытные наставники обычно проверяют осмотры-назначения интернов. Да и лечат больных в среднем одну-две недели — потом они после улучшения идут на выписку. А на каждый урок "надзирателя" для молодого учителя ведь не поставишь…
Немаловажный момент — как будет организована оплата труда педагогов-ординаторов. С медицинской интернатурой с этим в свое время наломали немало дров. Данные факторы немало способствовали тому дикому факту — что из всех выпускников медвузов лишь 22 процента шли работать в медицину.
Так что, вопрос относительно введения последипломной годичной подготовки для будущих педагогов требует очень серьезной проработки. Чтобы не вышло в духе крылатой фразы покойного Виктора Степановича Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
Также по теме:
Реформы образования укрепляют характер
"К ЕГЭ надо относиться как к плохой погоде"
Школа сегодня - танк без руля и башни
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.