Который раз в начале мая любимой темой, муссирующейся повсюду — от статей в журналах до очередей в паспортном столе — становится "беспамятная и неблагодарная молодежь". Остальные пятьдесят недель в году молодежь всех более или менее устраивает, исключая отдельные вспышки возмущения, но вот перед Днем Победы всегда выясняется, что новое поколение практически безнадежно.
Количество акций памяти о Великой Отечественной Войне растет из года в год. Как только ни пытаются деятели всех уровней разбудить в детях и подростках те самые, якобы отсутствующие, уважение к мужеству, восхищение подвигом и благодарность за спасение страны. И ставят в пример себя — мы, дескать, такими не были, мы помнили, мы интересовались, мы знали ("не то, что нынешнее племя", которое уже это забывает), кто, с кем и ради чего, собственно, воевал.
Проблема исторической безграмотности действительно существует. Когда ВЦИОМ провел масштабный опрос на тему Великой Отечественной Войны, то каждый десятый не смог назвать дату ее начала. Причем из этих россиян 10 процентов не вспомнили год, а 3 процента всех респондентов понятия не имели, участвовал ли в войне кто-нибудь из их родственников. Места боевой славы и встречи с ветеранами посещали немногие, в основном, поколение старшее, да и тех меньше половины опрошенных.
Как же получилось, что вопреки всем баннерам, растяжкам и рекламным щитам, несмотря на массовые раздачи георгиевских ленточек и повсеместные трансляции солдатских песен, подростки все равно не включают военные музеи, выставки и инсталляции в сферу своих интересов? Почему мальчишки и девчонки не хотят смотреть на ордена и технику, не зачитываются книгами о героических ровесниках и не упрашивают родителей отпустить их с друзьями на раскопки в местах боев?
Все эти вопросы напоминают мне об одной из самых популярных тем материнских интернет-сообществ — "как заставить ребенка читать". В многостраничных обсуждениях жалуются на школьников, у которых дневники пестрят двойками по литературе, но они, как их ни уговаривают и ни наказывают, каждый вечер упорно садятся смотреть вместе с родителями телевизор. И даже лишенные телевизора, читать все равно не хотят. Не хотят даже, когда мама с папой, проявив силу воли, тоже отрываются от телевизора и в меру педагогических талантов устраивают борьбу за любовь к книге. Догадываетесь, кто в ней побеждает?
Устав от бесплодных попыток привить интерес хитростью или силой, взрослые ставят детям "диагнозы" — так и рождаются мифы о "неблагодарной молодежи" и "глупеющем поколении", ведь с музеями, выставками, раскопками и встречами ветеранов происходит то же самое. В том возрасте, когда ребенок открыт к миру и готов разделять увлечения родителей, родители увлечены… чем?
Что среднестатистические мама и папа делают вместе с детьми по вечерам и по выходным? Ходят в музеи и вслух читают исторические книги? Может быть, собирают модели танков и самолетов? А, может, регулярно посещают одинокого фронтовика, живущего по соседству, помогают ему по хозяйству и слушают за чаем его рассказы? Или проводят часть отпуска на раскопках в местах боевой славы, восстанавливая неизвестные страницы военных лет?
Если читают, ходят, помогают и участвуют — то в теме о пропащем поколении их не встретишь. Мои знакомые который год регулярно занимаются раскопками и захоронением погибших в ВОВ, и у них не возникает проблемы с уважением детей к ветеранам. Их сыну просто не приходит в голову использовать георгиевские ленточки, как шнурки для ботинок, и это результат не воспитательных бесед, а образа жизни.
Где проводят отпуск с дошкольниками и младшими школьниками? Судя по разговорам, большинство родителей стремится уехать или улететь туда, где можно лежать на пляже, пока детей развлекают аниматоры. Самые популярные направления семейного отдыха — регионы, где отсутствует экскурсионная программа, зато есть огромный выбор дискотек, кинотеатров, пляжных игр и прочих забав. Многие мамы и папы честно сознаются, что у них просто больше ни на что не хватает сил, а некоторые уверяют, будто именно так и только так лучше для детей.
Мне не раз доводилось слышать, что пятилетке не может быть интересна экскурсия в парк Гуэль, шестилетку незачем вести на органный концерт в Домском соборе, а первоклашка устанет и заскучает в Брестской крепости. Куда лучше, якобы, отправиться в Турцию или Египет, где, не выходя за пределы отеля, получишь все по системе "все включено".
Вот именно это "все включено" мы и получаем в ответ — что включили, то и получили. Это мы сами выбираем, что включать в свою жизнь и свой отдых — только ли еду, кино, дискотеки и пляжи или что-то еще, а молодое поколение перенимает. И, если мы в возрасте наших детей много читали, уважали ветеранов, интересовались музеями и слушали классическую музыку — то уж не потому ли, что наши родители не смотрели пять сериалов в день и не проводили отпуск между баром и рестораном?
Возраст, когда ребенок с удовольствием принимает участие во всех семейных занятиях, проходит достаточно быстро. А возраст, когда молодой человек приобретает общественно одобренное лицемерие "да, это потрясающе, я всей душой разделяю, не слезая с дивана", наступает позже. И между этими временными рамками существует честная подростковая позиция, которая вызывает такое бурное негодование.
Дети — идеальное зеркало, в котором мы видим себя и свои истинные, а не декларируемые публично по случаю праздника интересы. Почему мы видим пьяных подростков, увешанных георгиевскими ленточками? Потому, что трезвые взрослые, повышая доход магазинов, украсили этими ленточками бутылки с водкой.
Почему молодежь не осознает степень героизма дедов и прадедов? Потому, что старшее поколение снимает фильмы и пишет книги, где советские солдаты сплошь насильники и мародеры, а руководят ими фанатики и идиоты.
Почему школьники не знают дату начала Великой Отечественной войны? Потому, что родители вспоминают о ней за две недели, увидев в рейтинге блогов тему о репетиции Парада. Так есть ли смысл пенять на зеркало?…
По данным все того же ВЦИОМа, фильмы о войне смотрят более 90 процентов населения. Думаю, показатель по ношению георгиевских ленточек, растущий год от года, скоро превысит эту цифру. И получится замечательная статистика по фильмам и ленточкам. А удручающая статистика по общению с ветеранами сойдет на нет.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.