Наверное, не будет преувеличением сказать, что сегодня российский детский конный спорт переживает второе рождение. Многочисленные школы верховой езды, различные соревнования, организация пони-клубов — наглядное тому доказательство. Однако, как и всякий растущий организм, эта разновидность конного спорта сталкивается с рядом неизбежных проблем. Одна из них — дефицит проверенных методик преподавания.
Читайте также: Детский конный спорт в России — проблемы и пути их решения
Происходит он от того, что, как мы уже писали в ряде публикаций, сама идея "детского конного спорта" в России оказалась весьма революционной даже для нашего прогрессивного времени. Напомню, что в СССР таковой фактически отсутствовал, большинство конноспортивных школ принимали на обучение только тех, кому уже исполнилось 10-11 лет. Однако, как показывает весьма успешный опыт зарубежных стран, учить детей основам верховой езды можно и в более раннем возрасте (например, с 5-7 лет). И не только можно, но и нужно.
Исходя из этого, логично предположить, что именно в этом возрасте и нужно знакомить детей с лошадьми, поскольку шанс того, что они быстро подружатся, и потом всегда будут находить общий язык, весьма велик.
Традиционный же подход (сажать на лошадь с 10 лет) ущербен еще и тем, что в 10-тилетнем возрасте у детей появляется желание выделиться и доказать всему миру свою уникальность. При этом ребенок, сам того не осознавая, пытается починять себе всех, кого считает слабее или "ниже" себя, в том числе и животных.
В этом возрасте отношения с лошадью начинаются, в большинстве случаев, не как дружба, а как "выстраивание вертикали власти", причем на самом верху юный наездник видит, естественно, себя. Подобное приводит к тому, что в течение долгого времени всадник вместо того, что бы сотрудничать с лошадью, воюет с ней, а это, в свою очередь, значительно уменьшает его шансы на победу в соревнованиях.
Итак, как видим, лучше всего начинать занятия верховой ездой как можно раньше. Однако здесь возникает другой вопрос — где взять специальных тренеров, которые могли бы найти общий язык с столь юными наездниками? Ведь таковых в нашей стране до последнего времени специально никакой ВУЗ не готовил.
Эту проблему разные конные клубы решают каждый по-своему. Кто-то "выписывает" преподавателей из-за границы, кто-то, наоборот, посылает своих воспитанников на обучение к мастерам из стран Запада. Однако самое интересное решение, на мой взгляд, предложил московский КСК "Сокорос". Его руководство решило привлечь к преподаванию верховой езды детям… своих же юных воспитанников, которые уже успешно занимаются в клубе 1-2 года, посчитав, что лучше всего с детьми смогут договориться именно дети.
Собственно, подобный подход не является чем-то новым. Методика, при которой старшие и более опытные воспитанники обучают новичков, известная под названием "ланкастерская система", известна с конца XVIII века. Ее успешно применяли в самых различных образовательных учреждениях, в том числе и в клубах верховой езды, но именно в "Сокоросе" она стала одним из основных способов преподавания конноспортивных дисциплин.
О том, как происходит подобное обучение, корреспонденту "Правды.Ру" рассказала одна из воспитанниц "Сокороса", Настя:
"Я занимаюсь в этом клубе уже третий год. К нам принимают с пяти или с семи лет, сначала дети учатся верховой езде в пони-клубе, а где-то с 12-13 лет они уже пересаживаются на больших лошадей. Там уже с ними взрослые тренеры занимаются.
А маленьких сначала учат основам — как правильно сидеть на лошади, управлять ей. Все это дети осваивают, катаясь на пони. В роли тренеров выступают уже опытные воспитанники, вроде меня.
Кстати, мы учим не одной только верховой езде, но и вообще тому, как надо взаимодействовать с лошадью. Дети с самого начала приучаются ухаживать за своим пони, чистить его. Мы за них это не делаем — просто показываем, как это все нужно выполнять, ну и потом советами помогаем.
Я считаю, что подобный подход — это куда лучше, чем, если бы малышей учили ездить на лошадях взрослые тренеры. У нас легче получается найти с новичками общий язык, ведь мы всего два года назад были на их месте и прекрасно помним все свои ощущения, страхи и эмоции. Да и, честно говоря, мы разговариваем с ними на одном и том же языке, без всяких терминов, профессиональных словечек и разных премудростей, поэтому они нас лучше понимают.
Но взрослые всегда за нами приглядывают, хотя напрямую обычно не вмешиваются. Если что не так сделаем — позовут, дадут совет, поправят, если нужно. Кстати, я заметила, что когда учишь кого-нибудь на лошади ездить, сама через какое-то время начинаешь ездить намного лучше. Так что выступать в роли тренеров — это и для нас самих полезно".
Читайте также: Верховая езда — это очень опасно?
Действительно, подобная методика приносит обоюдную пользу. Наверное, именно поэтому воспитанники "Сокороса" расценивают преподавание не как обязанность, а как своеобразную тренировку. И, поскольку ученики КСК традиционно показывают отличные результаты на разнообразных соревнованиях, можно с уверенностью сказать, что подобные тренировки весьма полезны. И для учеников, и для учителей.
Не забудьте заглянуть и подписаться на канал "Домашние животные" в Яндекс.Дзен