С недавних пор агентства, занимающиеся организацией праздников, предлагают своим клиентам новую оригинальную услугу — салют из живых бабочек. Технология салюта весьма проста и незатейлива. Сначала компания из 50-100 охлажденных, а потому неподвижных бабочек аккуратно укладываются в коробку. Затем непосредственно перед запуском коробку слегка разогревают, насекомые оживают и, как только коробка будет открыта, устремятся на яркий свет.
Несомненно, подобный "свадебный подарок" очень красив и эффектен, а также весьма романтичен. Я думаю, редко какая невеста откажется от предложения устроить на своей свадьбе "бабочковый фейерверк" (ну если только она панически боится любых насекомых). Но вот стоит такая услуга не очень-то и дешево — в среднем цена отдельной бабочки колеблется от 18 до 50 долларов.
Подобная дороговизна обусловлена тем, что бабочек не так-то просто достать. Даже не смотря на то, что в современном мире их не вылавливают из дикой природы, а разводят на специальных фермах. Однако основная проблема состоит в том, что популярностью пользуются именно тропические бабочки, и, следовательно, предприятия по их выращиванию располагаются в тропических странах, а оттуда до нас путь не близкий.
Читайте также: Страус по полю гуляет
Прежде всего, следует заметить, что разведение бабочек — это отнюдь не новомодный бизнес. Ещё древние китайцы около 4000 лет назад "приручили" тутового и дубового шелкопрядов для получения шёлка. Со временем шелководство распространилось по всему миру, а список "домашних" бабочек с тех пор пополнился еще несколькими видами, чьи гусеницы обожают заворачиваться в шелк перед окукливанием. И также были разработаны технологии по промышленному выращиванию этих насекомых в искусственных условиях.
Но все это делалось не ради самих бабочек и того ощущения радости и счастья, которые испытывает человек, наблюдая за полетом бабочки, а ради тех продуктов, которые производят гусеницы. Не удивительно, что шелководы мало внимание уделяют методам поддержания "товарного" внешнего вида взрослых насекомых — главное, что бы размножаться могли, а остальное неважно.
Однако теперь во многих странах бабочек разводят именно ради "их самих". Практика содержания и разведения насекомых доведена там до создания ферм или садов бабочек. Любопытно, что до сих пор первое место среди них уверенно держит Великобритания, которая, как мы помним, страна отнюдь не тропическая. Но именно там родились первая "ферма красоты", история создания которой довольно любопытна.
В 1977 году Дэвид Лоу, живущий на острове Джерси, задался вопросом, как улучшить туристский бизнес на острове. И хотя Джерси всегда привлекал британцев, туристских объектов там было маловато. В то время на Джерси пришла в упадок индустрия выращивания томатов и огромные площади теплиц стали пустовать. И вот появилась идея использовать пустые теплицы, засадив их тропическими растениями.
Далее, чтобы сделать мини-джунгли более привлекательными и живописными, Дэвид решил заселить их бабочками из Юго-Восточной Азии. Когда наконец тропический сад с бабочками, дополненный водопадом и извилистым ручейком, был открыт для публики, то даже его создатель не ожидал такого наплыва посетителей.
Конечно, этот проект был чрезвычайно рискованным, поскольку его авторам предстояло решить массу сложных задач, не все из которых можно было решить быстро и с минимальными затратами. Но не будем подробно останавливаться на том, каким образом были преодолены все трудности, скажем только, что Джерсийский сад бабочек имел огромный успех и стал весьма прибыльным туристским объектом, способным быстро окупить финансовые затраты.
Изысканная привлекательность и рентабельность данного бизнеса привела к тому, что с 1980 по 1988 в Британии наблюдался бурный рост садов бабочек. Так, например, когда Королевское Энтомологическое Общество провозгласило 1981 год Годом бабочек, сразу же группа энтузиастов во главе с Терри Джинби основала компанию "New Forest Butterflies Farm" недалеко от Саутгемптона. Эта ферма сразу стала пользоваться огромной популярностью, лишь за 2 первых месяца её посетили более 52 тысяч человек.
Это предприятие с самого начала специализировалось на разведении и селекции тропических бабочек. Теперь, помимо организации экскурсий в "бабочковые джунгли", ферма продает куколки бабочек тем, кто намерен их выводить, как организациям, так и частным лицам. Помимо этого, на ферме к услугам энтомологов-любителей имеется Садовый центр, где можно приобрести нужные кормовые растения для закупаемых видов бабочек.
Самое интересное, что британский пример оказался "заразительным" для некоторых тропических государств, и вот в Коста-Рике в 1984 году была создана Коста-Риканская Энтомологическая организация по поставке бабочек, или CRES. Это была первая коммерческой фермой бабочек в Латинской Америке, целью которой стало обеспечение материалом быстро развивающейся индустрии создания экспозиций живых бабочек. Поскольку ферма стала привлекательным и уникальным объектом, население Коста-Рики настояло, чтобы она была открыта для публики. CRES гордится тем, что именно она явилась организатором и принимала первый Международный Конгресс поставщиков насекомых и создателей экспозиций
В последние годы индустрия садов бабочек стала широко развиваться в Северной и Южной Америке, а также в некоторых странах Африки и Юго-Восточной Азии. Нынче во всем мире насчитывается несколько сотен ферм по выращиванию бабочек и их количество день ото дня все увеличивается. Кажется, уже только один этот факт говорит о том, что "бабочковый" бизнес может быть весьма прибыльным. Но лишь при одном условии — он должен быть правильно организован.
Как же добиться этого? Обратимся к примерам некоторых отечественных компаний, которые несколько лет назад, решительно отвергнув контраргументы "благоразумных" советчиков, решили заняться этим увлекательным и необычным бизнесом.
По теме:
Бабочки способны издавать ультразвук
Какая бабочка поёт, и о чём?
Страсть божья: мотылек с волосатыми хвостами...
Ученые: бабочки на Земле появились раньше цветов
Самцы и самки бабочек видят мир по-разному
Сейчас руководители компаний признаются, что бабочки поначалу были лишь маркетинговым трюком — экзотическим свадебным подарком. Получается, что прежде всего предприниматели, как говорят экономисты, создавали спрос. На этом этапе бабочек закупали за рубежом, благо, что пока их не требовалось много.
Однако через год, когда спрос был создан, возникла необходимость в поставке крупных партий насекомых. Вот тут руководители компаний начали поиск ученых-энтомологов, которые могли бы заняться разведением тропических бабочек в России. Как только такие нашлись, компании перешли к следующему этапу — строительству небольшой фермы. На основе этой фермы в дальнейшем создавался выставочный комплекс, дающий солидный доход.
Ну, а как же с конкретными цифрами. Все предприниматели говорят, что общие затраты на запуск проекта не сильно превышали $200000.Большая их часть пошла на создание специальной системы, поддерживающей на ферме мягкий тропический климат. Также некоторые из руководителей время от времени организовали энтомологические экспедиции в тропики для того, что бы отлавливать "свежих" производителей — без них культуры "домашних" бабочек быстро вырождаются, иногда уже третье поколение может быть наполовину "бракованным". Но чаще всего пользовались услугами "черных" зоологов, которые брали не очень большие деньги за услуги, правда, и качество исполнения заказа, было, скажем так, не всегда на высоте.
Но на финальных стадиях проект начинал приносить прибыль около 2-х миллионов долларов в год. Чистая же прибыль после двух-трех лет работы подобного предприятия составляет не менее 1500000 долларов. Что, конечно, не так много для зообизнеса, но все-таки, убыточной эту деятельность тоже назвать нельзя.
Читайте также: Скажи мне, каких рыбок ты любишь, и я скажу, кто ты
Мнения о перспективах подобного бизнеса до сих пор весьма и весьма различны. Одни считают, что сейчас, пока этот рынок находится в зачаточной стадии, сверхприбыли вполне возможны, но вполне вероятно, что мода на экзотическую потеху продержится от силы три-четыре года, после чего спрос пойдет на спад. Другие же надеются, что подарок в виде бабочки или "живого салюта" со временем станет обычным делом, таким же, как букет цветов. А значит, бабочки будут нужны всегда.
Мне же, учитывая историю возникновения и развития "бабочковых" ферм, прогнозы последних представляются более точными. Ведь подобные подарки не только "экзотичны", они еще и очень красивы. А спрос на красоту будет всегда.
Не забудь подписаться на канал "Домашние животные. Зоосфера" в Дзене