Отсутствие бразильского президента Лулы на саммите БРИКС в Казани породило слухи о противоречиях в блоке. Бразильские источники развенчивают этот миф и объясняют, почему в БРИКС — очередь.
В западных СМИ муссируется мнение, что Бразилия была против участия в саммите в Казани президента Венесуэлы Николаса Мадуро, так как не признала президентские выборы в этой стране легитимными. В интервью газете O Globo специальный советник президента Луиса Инасио Лулы да Сильвы по внешней политике Селсо Аморим заявил, что в отношении Венесуэлы позиция Бразилии "не является моральным или политическим суждением".
"Меня не беспокоит вступление Венесуэлы или нет, мы не выносим моральных или политических суждений о самой стране. У БРИКС есть страны, которые практикуют разные типы режимов, вопрос в том, есть ли у них потенциал, чтобы способствовать созданию более спокойного мира, учитывая их политический вес и способность формировать отношения", — сказал Аморим.
По мнению научного сотрудника Венесуэльского института научных исследований Эдера Пенья, страны БРИКС создают новое соотношение сил на поле геополитики.
"БРИКС — это группа, которая обеспечивает противовес в экономическом и политическом плане в глобальной расстановке сил и в регионе. Это поможет Венесуэле увеличить внутренние инвестиции и заявить о себе на международном уровне как о глобальном игроке", — сказал эксперт газете Brasil de Fato.
По данным бразильской прессы, в критерии для включения новых членов войдут такие пункты как:
Одним из важных инструментов БРИКС является Новый банк развития (НБР). Существует принципиальная разница между действиями НБР и западных кредитных финансовых институтов, таких как Всемирный банк и МВФ и их аналоги.
В отличие от того, что делают эти организации, НБР не ставит условий в рамках внутренней политики. Практически любые страны могут присоединиться к НБР, запросив инвестиции для структурирования проектов в национальной валюте.
И если страна впоследствии столкнется с девальвацией своей валюты по отношению к доллару, у неё не будет увеличения выплат по кредитам. Бразилия — бенефициар НБР, получившая на 2023 год инвестиций на 4 миллиардов долларов США для проектов по строительству и реконструкции автомагистралей и портов.
Также важная роль отводится новой платёжной системе БРИКС, которая привлекательна не только для подсанкционных стран, но и для стран, имеющих дефицитный торговый баланс, которые испытывают трудности с доступом к доллару, что девальвирует местные валюты и ослабляет бизнес-структуры. У Бразилии, в основном наблюдается профицит торгового баланса, но бывали годы и с обратной картиной.
С точки зрения координатора исследовательской группы БРИКС в Государственном университете Сан-Паулу (UNESP) профессора Маркоса Кордейру Пиреса, у Бразилии возникли проблемы из-за американских санкций, которые затрагивают всю долларовую финансовую систему. Например, бразильцы не могли сразу рассчитаться с иранскими кораблями, которые приходили за кукурузой в порт Паранагуа в 2019 году, а "Петробраз" отказался заправлять самолёт министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который приехал на встречу G20.
Профессора беспокоят недавние заявления кандидата в президенты Дональда Трампа, который пригрозил ввести пошлины против товаров стран, которые прекращают использование доллара.
"Доллар всё чаще используется в качестве политического оружия. В этом контексте возникает дискуссия о поиске альтернатив этой ситуации, потому что сегодня это происходит с Россией, а завтра это может быть со мной", — сказал Кордейру.
Лулу заменил на саммите министр иностранных дел Бразилии Мауро Виейра. Комментируя отсутствие президента и вопрос о том, повлияет ли отмена его поездки на повестку дня саммита, Виейра заявил, что "участие Бразилии от этого не меняется".
Интересно, что и при экс-президенте Жаире Болсонару, участие в БРИКС Бразилии не подвергалось сомнению. Уважающая себя держава от таких выгодных альянсов не отказывается.