В июне текущего года состоятся очередные выборы в Европарламент. По их результатам станет известно имя нового руководителя Евросоюза, главы Еврокомиссии. Сохранит ли своё место её нынешняя глава Урсула фон дер Ляйен, или нас ожидает сюрприз?
Своими мыслями по этому поводу поделился Кирилл Логвинов, исполняющий обязанности постоянного представителя России при ЕС. По его мнению. в раскладе политических сил в Европарламенте мало что изменится, и, скорее всего, фон дер Ляйен сохранит свой пост.
Свою точку зрения постпред аргументирует следующими соображениями:
· инфопространство Европы за последние годы тотально зачищено, в связи, с чем вероятность любого инакомыслия, возникновения каких-то новых политических идей и движений крайне низка;
· политические партии, избирающиеся в Европарламент, это совсем не то же самое, что аналогичные партии европейских государств. Европартии — это по сути фикция, прикрытие единого глобалистского замысла;
· процедура голосования на выборы в Европарламент, на которую приходит только треть избирателей — лишь видимость, а не реальное народное волеизъявление;
· популизм, то есть пустые обещания политиков настолько вошли в политическую практику Европы, что избранные депутаты потом даже не пытаются отчитываться перед избирателями.
При этом постпред всё-таки допускает возможность некоторых сюрпризов, как в своё время случилось и с самой Урсулой фон дер Ляйен, которая была назначена не по стандартной процедуре в результате выборов, а в течение длительных политических согласований.
До недавнего времени на пост главы Еврокомиссии активно обсуждалась кандидатура Каи Каллас, премьер-министра Эстонии. Правда, даже евродепутатам не очень нравилась её откровенно русофобская позиция, а именно — её слова о готовности "есть русских на завтрак". Впрочем, в начале марта Каллас и сама отказалась от участия в выборах.
С тех пор о новой альтернативе Урсуле фон дер Ляйен как-то не очень говорят. А между тем, ещё прошлой осенью были разговоры, что сменщиком Урсулы может стать француз Тьерри Бретон, один из действующих министров Евросоюза. Потом о нём забыли, но стоит все-таки присмотреться к этой фигуре и сравнить с нынешней главой Еврокомиссии.
Урсула фон дер Ляйен — записной популист и демагог. Она может картинно, по-королевски, поднимать вверх руки на публичных выступлениях. Но весь её практический бэкграунд говорит о стойкой неспособности к грамотному управлению чем-либо. Пример — скандал с закупкой вакцин во время пандемии. А ещё ранее — плачевные результаты на посту министра обороны ФРГ. В сухом остатке от её деятельности — рост оборонных расходов и дальнейшее падение уровня боеготовности немецкой армии. Что само по себе парадоксально.
Такой шлейф прошлых "подвигов" вряд ли поможет избраться фон дер Ляйен, с учётом того, что в Евросоюзе активно наращиваются оборонные расходы, объявлен переход экономики на военные "рельсы". Что, впрочем, не очень помогает решить проблему производства боеприпасов, которые обещаны Украине.
При этом Урсула — немка. А Германия явно выбрана в качестве жертвоприношения в нынешних военно-политических катаклизмах. Это заметно и по довольно пассивному поведению руководства Германии. Нас в России это, конечно, немного успокаивает: как-никак, Олаф Шольц категорически против поставок немецких ракет и размещения военных НАТО на территории Украины. Во всяком случае, пока.
Правда, пассивность Германии с лихвой заменяет активность Макрона, французский президент так и рвётся в бой. И как раз от Франции и выступает потенциальный кандидат Тьерри Бретон. И кстати, Бретон в Евросоюзе отвечает за важнейший трек — производство боеприпасов. Тех самых миллионов, которые Европа никак не может произвести.
Но вот буквально 6 мая Тьерри Бретон заявил, что обещанный миллион снарядов вот-вот будет произведён. Более того, он обещает рост выпуска до конца года даже до 2 млн. боеприпасов.
Стоит ли этому человеку верить? Ведь это не популист уровня Урсулы фон дер Ляйен, а вполне себе эффективный менеджер. И это в прямом смысле слова, а не как принято понимать у нас в России. Бретон в прошлом специалист по информационным технологиям, автор множества книг по этому профилю, и даже соавтор романа про киберпространство.
Но не следует расценивать его как исключительно книжного теоретика. В его послужном списке руководство крупными компаниями с коллективами в десятки тысяч человек, вывод их из кризиса, и даже пост министра финансов Франции. На всех этих постах, как принято считать, он добился серьёзных результатов.
И такая управленческая жесткость руководителя-технократа очень может быть востребована в Евросоюзе и за океаном. США давно хотят спихнуть проблему военного снабжения Украины на Европу. А Урсуле фон дер Ляйен вряд ли хватит способностей на что-то большее, чем пафосные речи и театральные жесты. В таком контексте кандидатура Тьерри Бретона, главного по европейским снарядам, может прийтись весьма кстати к европейскому двору.
Для России в этой французской кандидатуре ничего хорошего нет. Разве что завинчивание гаек более жёстким руководителем потенциально может усугубить внутренние противоречия в Евросоюзе. В любом случае июнь 2024 года вряд ли нам даст исчерпывающий ответ. Евробюрократии свойственна многомесячная рутинное затягивание.