Главные авиационные удары США на Ближнем Востоке наносятся по Сирии и Ираку

Главные авиационные удары США в феврале сего года пришлись не по Йемену с хуситами-шиитами, которые угрожают гражданскому судоходству в Красном море ракетами средней дальности, а по территориям Сирии и Ирака. Лишь спустя время стало ясно, как сильно пострадали восточные сирийские регионы, где до сих пор продолжаются боевые действия против остатков ДАИШ*, так называемого "Исламского государства"*.

Их ведут регулярные войска Дамаска совместно со специальными подразделениями КСИР (Корпус стражей Исламской революции Ирана). До сих пор здесь не удается блокировать маршрут военной коммуникации местных отрядов ДАИШ* с их сторонниками в Ираке. Одна из причин — традиционное противодействие со стороны ограниченного контингента ВС США, базирующегося в районе компактного проживания курдов. На кадрах ночных авиаударов было видно, как пылал в огне город Аль-Каим в Ираке. По информации из Вашингтона, всего в этой стране и соседней Сирии были атакованы более 85 целей, так или иначе связанных с КСИР.

Джон Кирби, координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома заявил, что боевые цели включали командные центры, здания штабов и разведцентров, склады ракет и беспилотников. Всё это — военная инфраструктура, до сих пор препятствующая возрождению ДАИШ*. Слабое иракское правительство здесь — не помощник. По слишком уверенным словам американского чиновника, эти объекты тщательно отбирались, чтобы избежать гибели мирных граждан, и США их выбрали, основываясь на ясных и неопровержимых доказательствах, что они связаны с атаками на американских военных в Иордании. Тогда погибли трое военнослужащих, и около 40 были ранены.

При этом президент Джо Байден, как и координатор Джон Кирби, не спешил. Он выжидал пять дней и отдал приказ бомбить только после того, как тела погибших американских солдат были доставлены в США. Американский президент с супругой приехал на траурную церемонию прощания с ними. А пока шло само прощание, авиационная армада в составе бомбардировщиков B-1B и воздушных заправщиков поднялась в воздух с базы в Техасе и взяла курс на Ближний Восток. Очевидно, что эффект внезапности был уже потерян. Но тем не менее, удалось сохранить лицо перед воинственно настроенным конгрессом США, где даже такой массированный авиационный удар был воспринят как недостаточно пропорциональный.

Промах Ха-Леви

Большинство конгрессменов ратовали за нападение на сам Иран. Хотя даже в том, что произошло, многие агрессивные сторонники Вашингтона на Ближнем Востоке увидели положительный смысл, о котором, как правило, вслух не говорят. Поскольку можно молниеносно "запалиться" на двойных стандартах в оценке глобального терроризма.

Именно это сделал пять лет назад нынешний начальник генерального штаба Армии обороны Израиля Херци Ха-Леви, в то время возглавлявший Управление военной разведки. Его процитировал аналитический доклад Центра стратегических исследований "Бегин-Садат": необходимо любыми средствами не допустить поражения ДАИШ*, поскольку это способствовало бы усилению регионального влияния Ирана.

Израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху также высоко оценил антииранскую акцию США, хотя в целом между ними в последнее время пробежала чёрная кошка (по причине заявлений Вашингтона о праве палестинцев на собственную государственность).

И эти противоречия будут только нарастать, прокладывая путь мирной логике. Ведь они в настоящее время касаются самой сути арабо-израильского противостояния. Если ещё год назад возможность создания независимого Палестинского государства казалась миражом в пустыне, то сегодня это реальная тема. Причём она на устах не только влиятельных ближневосточных политиков, но и их коллег из США и Европы.

Тупик агрессии против Газы

Беспрецедентно кровопролитная война, начавшаяся в районе Газы в октябре прошлого года, показала тупиковость военного пути. Несмотря на то, что нынешняя израильская элита продолжает настойчиво говорить об Израиле "от реки до моря" (от реки Иордан до Средиземного моря).

Нет сомнения, что и на противоположной стороне экстремистов хватает. Тем не менее, если перестать наводить тень на плетень и во всех бедах винить Иран, наступивший 2024 год может стать началом выстраданного диалога. Основа для него уже есть — пробивающая себе дорогу идея государства для палестинцев.

* запрещённая в РФ террористическая организация.