Начиная с Исламской революции в 1979 году, Иран для США и Израиля стал настоящей костью в горле в деле продвижения своей неоколониальной политики. Занимая важное географическое положение на Ближнем Востоке, Иран не дает США осуществить полноценное доминирование в регионе и взять под контроль один из важнейших нефтеносных районов планеты.
Но, казалось бы, США мог бы сделать с Ираном то же самое, что и с Ираком в 1991 и 2003 годах. Продемонстрировать "белую пробирку Пауэлла”, слепить из страны образ мирового зла, затем провести военную операцию и поставить у руля марионеточное руководство. Но вот уже более 40 лет с момента существования Исламской Республики Иран Вашингтон на это не решается.
Понятно, что сейчас Иран не отсталое государство, как раньше, у Тегерана есть мощная армия, дальнобойные ракеты, и агрессия не окажется без ответа. Но, может, руководство США помимо рациональных опасений мучают еще и старые фантомные боли? Ведь однажды в 1980 Вашингтон уже пытался провести операцию против Ирана, пусть и небольшую. И она оказалась провальной. Но не просто провальной, а эпически провальной.
Речь идет о попытке спасения заложников, захваченных в посольстве США в Тегеране в 1979 году. Эта история довольно известна. Хотя может не так сильно известны детали той спецоперации. А они были такие, что нарочно и не придумаешь. Воистину жизнь интереснее всякой выдуманной истории. И самое время ее вспомнить, чтобы показать, насколько изменились или не изменились подходы США к разрешению военно-политических конфликтов.
Напомним, группа воинствующей иранской молодежи 4 ноября 1979 года захватила посольство США в Тегеране. Иранское руководство поддержало действия студентов и предложило руководству США освободить дипломатов в обмен на сбежавшего ранее свергнутого иранского шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Вашингтон такой размен не устраивал, и переговоры зашли в тупик. В конечном итоге США решили сделать ставку на военную операцию.
Примерно в 500 км к юго-востоку от Тегерана было выбрана площадка для организации временного полевого аэродрома. Здесь должны были произвести посадку шесть транспортных самолетов типа "Геркулес":
На эту же площадку чуть позже должна была прибыть группа из восьми транспортных вертолетов "Sea Stallion”, взлетевших с борта авианосца, курсировавшего у берегов Ирана.
Произведя дозаправку с помощью самолетов-заправщиков, вертолеты должны были взять на борт подразделения спецназа и продолжить полет к следующей точке уже в 80 км к юго-западу от иранской столицы.
Здесь спецназ должен был на автомобилях совершить рейд в Тегеран, взять штурмом здания, в которых находились заложники, вывезти их на ближайший стадион. Дальше по плану спецназ с заложниками должны были сесть на вертолеты, прибывшие из точки в 80 км от Тегерана, и уже вся эта группа вылететь на третью точку — заброшенный военный аэродром иранских ВВС, который в свою очередь, тоже был должен быть заранее захвачен еще одной группой спецназа. И уже отсюда всех планировали забрать два более грузоподъемных, нежели "Геркулесы”, транспортных самолета ВВС США типа "Старлифтер".
Таков был план. И уже одно это описание показывает, насколько замысловато все было организовано.
Кроме того, в канун операции предполагалось активировать в Тегеране американских агентов влияния для начала массовых беспорядков. Вашингтон рассчитывал таким образом отвлечь внимание официальных властей от операции по освобождению заложников.
И, пожалуй, это единственный пункт плана, который более-менее сработал. В городе начались протестные выступления, в различных районах то и дело слышались перестрелки. Операция началась 24 апреля 1980 года.
Самым узким местом операции оказались вертолеты. Через два часа полета начали возникать технические проблемы. У одного обнаружился дефект с лопастью винта. Борт совершил вынужденную посадку в пустынной местности, машина была брошена, а экипаж пересел на другой вертолет.
Еще у одного вертолета возникли проблемы с навигационным оборудованием. Лететь далее визуально без приборов экипаж не мог, тем более, что вся вертолетная группа столкнулась с необычным для них, но вполне заурядным для Ирана погодным явлением — песчаной бурей. Что ж, такого во время тренировки они не отрабатывали. Превозмогая сложные метеоусловия, авиагруппа продолжила полет, и только один вертолет, имевший проблемы с навигацией, вернулся на американский авианосец.
Тем временем авиагруппа транспортных самолетов с командой спецназа на борту благополучно произвела посадку на первой временной площадке, что примерно в 500 км от Тегерана. И здесь у них начались своя серия приключений.
Дело в том, что еще за три недели до операции на этой точке побывали два сотрудника ЦРУ и офицер ВВС США. Они обследовали местность на легкомоторном самолете на предмет организации секретного полевого аэродрома.
Характер грунта и географическое положение были признаны удовлетворительными. На площадке были скрытно установлены инфракрасные маяки, которые должны были стать ориентирами при посадке самолетов и вертолетов во время спецоперации.
Вот только разведчики не учли погодные условия. Во время первого посещения грунт был плотный и утрамбованный. А к моменту операции площадка оказалась усыпанной песком по щиколотку. Это было результатом многодневных песчаных бурь. И это неудивительно, ибо место для посадки было выбрано в самом сердце самой большой пустыни Ирана — Деште-Кевир, кстати, одном из самых жарких мест на Земле.
Этот пустынный песок и сыграет определяющую роль в неудачах американцев, а вот иранцам позволит эту стихию назвать проявлением божьего замысла.
И еще один момент не учла группа разведки. Местность, выбранная для аэродрома, считалась безлюдной. Спутники-шпионы США наблюдали за этим районом 90 дней и за это время зафиксировали всего два автомобиля. Что странно, учитывая, что район находился на направлении между двумя крупными городами Исфахан и Мешхед. И в этом месте проходила автомобильная дорога, хотя и не асфальтовая.
Да и во время того предварительного осмотра местности разведчики тоже наблюдали проезжавшие мимо два автомобиля. Но, видимо, тоже посчитали это случайным событием.
А, между тем, оживленность района подтвердилась самым неожиданным образом. После посадки на площадку шести транспортных самолетов на американцев вдруг вырулил иранский пассажирский автобус с полусотней пассажиров.
Учитывая, что дело происходило глубокой ночью, американцам впору было удивиться такому событию. Пришлось автобус задержать, пассажиров вывести и временно изолировать на одном из транспортных бортов, дабы никто из них не смог сообщить местным властям о нежданных "американских гостях”.
Автобус оказался не единственной неожиданностью. Вскоре на дороге показался бензовоз. Увидев американцев, водитель грузовика пытался скрыться, но "доблестные” американские рейнджеры выстрелом из гранатомета вывели грузовик из строя. Горючее разлилось по земле и загорелось. Огонь от пожарища стал виден на десятки километров и лучшей рекламы того, что на иранской земле появилась армия США, нельзя было и придумать.
Забегая немного вперед, прибывшие позднее на площадку вертолетчики, наблюдая весь этот фейерверк, спросили у бойцов спецназа, а что же происходит. На что тут же получили бодрый и веселый залихватский ответ: "Добро пожаловать в Третью мировую войну”.
Помимо того, что огонь лишил операцию скрытности и внезапности, пожар сыграл и позитивную роль, выступив в качестве подсветки посадочной полосы для вертолетной группы, которая следовала на временный аэродром, но испытывала трудности с ориентировкой из-за песчаной бури.
Тем не менее, шесть из исходных восьми вертолетов все же добрались до точки. И, как уже выше говорилось, здесь вертолеты должны были дозаправиться, взять на борт спецназ и лететь дальше к Тегерану.
Учитывая, что экипажи были измотаны сложным полетом через песчаную бурю, еще несколько часов в воздухе казались довольно сложным делом. Кроме того, еще у одного вертолета обнаружилась неисправность: вышла из строя одна из систем гидравлики.
С такой проблемой можно было бы попробовать вернуться на базу, но о продолжении боевой миссии не могло быть и речи. И так у американцев осталось пять вертолетов из восьми. И это еще группа не добралась до цели. А что будет уже непосредственно в бою?
Перед началом миссии был установлен критический порог для продолжения операции — наличие шести вертолетов. И по этим формальным признакам руководство боевой группы могло уже прекратить операцию. Но среди офицеров возникли разногласия. Старший офицер авиагруппы выступал за прекращение операции, командир группы спецназа готов был продолжить миссию, невзирая на малое количество вертолетов.
Не придя к согласию, офицеры запросили решение Вашингтона. Прошло еще два долгих часа, прежде чем наверху решили все отменить. Можно было возвращаться обратно. Казалось бы, можно выдохнуть и расслабиться, ведь как говаривал китайский философ Сунь Цзы, нет лучшего сражения, чем-то, которое не состоялось. Но все самые главные неприятности для американских военных только начинались, и именно на этом обратном пути.
Хотя миссия и была отменена, задача дозаправки вертолетов все еще оставалась. Нужно было горючее, чтобы вернуться назад. Для подключения к шлангам заправщиков вертолеты начали маневрирование по площадке. При этом работающие вертолетные винты подняли в воздух облако из песчаной пыли. И в этих условиях ограниченной видимости один из вертолетов столкнулся с самолетом — топливозаправщиком. Произошел взрыв и последующий пожар, в ходе которого погибли восемь американских военнослужащих.
Вот так вот на ровном месте, фактически даже не вступив в бой, США потерпели поражение в военной операции. Оставшиеся вертолеты заправлять в условиях плохой видимости было уже опасно. Тем более на сгоревшем самолете-заправщике была потеряна значительная часть топлива, необходимого для полета оставшейся вертолетной группы.
В результате пять американских вертолетов фактическими целыми были брошены в пустыне. Два из них впоследствии будут поставлены в строй ВВС Ирана. Все остальные участники миссии: спецназ, экипажи вертолетов погрузились на самолеты "Геркулес”, взлетели и благополучно вернулись на свою базу.
Таким удачным для Ирана исходом американской спецоперации не преминуло воспользоваться высшее духовенство в Тегеране. Пустынные пески, сыгравшую роль ”природного союзника” Ирана были объявлены "ангелами Господа”. Сама природа и Господь на стороне Ирана против "сатанинских” США. Это значит, что Иран все делает правильно.
Надо полагать, так рассуждали в Тегеране. Но не все так радужно было и для иранцев. У них тоже выпал шанс опозориться, и тоже на ровном месте.
Когда на место событий после ретировавшихся американцев прибыли представители иранские спецслужб и военные, дабы выяснить что за "фейерверки” тут происходят, по ним открыл огонь самолет собственных ВВС, выполнявший облет местности. По разным данным погибло до шести человек. И действительно, какой вывод мог сделать иранский летчик, наблюдая с воздуха пять целехоньких американских вертолетов и людей, суетящихся возле них.
Так бесславно закончилась американская операция, для которой придумали изящное название "Коготь орла”. Похоже, предполагалось, что орел своими когтями бережно подхватит заложников из иранского гнезда и вынесет в безопасное место.
Окончательно история закончится только в начале 1981 года. Заложники будут освобождены в результате мирных переговоров. Но надо знать американцев. До этого времени они спланируют еще две военные операции.
Вторая по счету — "проект Медоед”, по названию вида лысого барсука, обитающего в основном в Африке и в Азии.
Почему медоед? Ну, видимо, об этом надо спросить у воспаленных умов в спецслужбах США. Возможно из-за бесстрашия, присущего этому животному, и очень толстой кожи. Говорят, что он может нападать даже на буйволов. Как бы то ни было, план новой операции был не менее фееричным, чем первый неудачный. Согласно замыслу, предполагалось привлечь уже батальон спецназа, до пятидесяти самолетов. В расчет даже включили транспортировку 12-тонного бульдозера: а вдруг он понадобится для разблокировки взлетной полосы. И вроде бы даже прошли успешные учения.
Однако у организаторов возникли некоторые сомнения на основе печального опыта с вертолетами. Решено было ограничиться применением только самолетов.
Поэтому была разработана новая операция под названием Credible Sport, который, видимо, стоит перевести на русский язык как "настоящий спорт”. Ну а как иначе рассматривать план, по которому предусматривалась посадка самолета со спецназом прямо на стадион в центре Тегерана.
И не беда, что стадион маленький. Американские инженеры ведь уверены в своем неоспоримом технологическом лидерстве. Поэтому решили использовать тот же "Геркулес”, что и в неудавшейся операции. Правда, на самолет решили поставить еще три десятка реактивных двигателя. Половина должна была тормозить самолет при посадке, укорачивая пробег, а вторая — наоборот "давать газу” для короткого взлета.
Звучит фантастически, если не знать американцев. Они даже подготовили пробный экземпляр и даже его испытали. Правда, неудачно, но хорошо, что без жертв.
И уже на этом этапе бесславно закончились попытки США военным путем решить вопрос освобождения своих граждан из иранского плена. Домой заложники вернулись, пробыв в заключении ровно 444 дня.
К чему вся эта длинная история более чем 40-летней давности?
Да к тому, что эта военная операция 1980 года как никакая другая ярко демонстрирует подходы военно-политического руководства США к разрешению конфликтов. Продавливать ситуацию под себя до последнего, использовать максимально все технические возможности, пока сами не зайдут в тупик. Это с одной стороны.
А с другой, решимость на новые военные операции будет всегда базироваться у них на предыдущем опыте. А в отношении Ирана он у Вашингтона негативный. Правда, не всегда старая неудача — это повод отказываться от новых попыток. Те люди, что планировали и выполняли ту операцию уже не у руля. А для нынешних людей у власти в США — это может быть наоборот повод отыграться.