Обострение вооружённого конфликта между Израилем и сектором Газа многие считают началом третьей мировой войны. Перейдёт ли война евреев и арабов в конфликт между мусульманами; поддержит ли Ливан палестинцев; почему талибы* сейчас опаснее, чем когда-либо раньше, Pravda.Ru рассказал эксперт по Ближнему Востоку, политолог Дмитрий Бридже.
— В ходе обострения ситуации на Ближнем Востоке был нанесён удар по больнице в секторе Газа, в результате преступления погибло более тысячи человек. Президент Путин предположил, что эта трагедия отрезвит все стороны и заставит вернуться за стол переговоров. Вы разделяете такую позицию или считаете, что будет только эскалация?
— Будет эскалация, потому что лидеры ХАМАС говорят, что люди должны выходить на улицы, протестовать против агрессии Израиля, должна быть реакция со стороны палестинцев. Многие даже призывают к убийству евреев не только на территории Израиля, но и в других странах.
Это взрывоопасная реакция, потому что на Ближнем Востоке есть иранский проект:
Если все эти группировки сейчас будут реагировать на действия израильской армии в Газе, то они нападут на Израиль. Уже есть боевые действия на территории Ливана, Сирии.
— Ливан может принять участие в этой войне?
— Конечно, если "Хезболла" решится на это. Но ливанцы против, в соцсетях они пишут: "Мы не хотим войны, потому что это повредит нашей экономике. Мы и так страдаем, у нас проблемы с сирийскими беженцами, которые живут на нашей территории. Нам нужна экономическая стабильность, нужны гарантии".
Но "Хезболла" пока не может дать какие-то гарантии. У них своя миссия — поддержать ХАМАС, поддержать то, что в арабском мире называют "палестинское сопротивление", а на Западе называют "террористические атаки". Потому что в арабском мире считают, что палестинцы имеют право реагировать на действия Израиля, который многие десятилетия жестоко ограничивал все права палестинцев.
— Вы сириец. Могут ли быть Сирия и Ирак втянуты в это противостояние?
— Конечно да, потому что Иран имеет влияние на Сирию, Ирак. Это шиитский проект. Это угроза для Израиля, для Запада, потому что идёт вразрез с интересами Штатов. Шиитский проект идёт в противовес суннитскому, Саудовской Аравии и странам Персидского залива. Шииты даже когда-то поддержали американцев в Ираке. Но сейчас они изменили свою риторику, потому что они уже ликвидировали суннитский режим Саддама Хусейна.
— Он жёстко расправлялся с шиитами во время десятилетней ирако-иранской войны.
— Сейчас это тоже может произойти. Может появиться новый конфликт между суннитами и шиитами. В Сирии есть арабские племена, которые выступают против курдов и даже против Ирана. Друзы в городе Эс-Сувейда в Сирии выступали против иранцев. Они говорят: "Иран — это угроза для нас".
Даже между талибами* и иранцами может быть новый конфликт из-за ресурсов. И он будет обостряться, потому что нынешние талибы* — это не те, которые были в прошлом. Сейчас у них хорошая подготовка, современное американское оружие, вертолёты, колоссальный боевой опыт войны с американцами.
Поэтому могут начаться новые войны. И многие боятся феномена нового исламского сопротивления. Как раз об этом говорят джихадистские группы. Если это произойдёт, то может возникнуть новый ИГИЛ**.
* - Талибан* признан решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2003 террористической организацией, его деятельность запрещена на территории РФ
** - признан решением Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2014 террористической организацией, его деятельность запрещена на территории РФ