Больше, чем Украина и Молдавия: описаны планы ЕС по расширению

В условиях международной повестки вопрос о расширении Евросоюза (ЕС) стал настолько актуальным, что теперь он касается гораздо большего спектра тем, чем вхождение Украины и Молдавии в объединении, уверен Марк Леонард, директор Европейского совета по международным отношениям (ECFR). В своем новом материале, опубликованном аналитическим центром, Леонард анализирует новые подходы к реформе ЕС и призывает еврочиновников "изобрести себя заново".

Где закончатся границы Европы? 6 октября лидеры ЕС собрались в Гранаде (Испания), чтобы обсудить вопрос, который интересует еврократов, аналитические центры и журналистов всего блока с момента начала конфликта на Украине.

Хотя Европейский Союз уже предоставил Украине статус кандидата в июне 2022 года, ожидается, что Европейский Совет проголосует за начало официальных переговоров о вступлении 15 декабря. Но дебаты в Испании показывают, что на самом деле речь идет уже не об Украине и Западных Балканах; теперь это экзистенциальный вопрос с далеко идущими последствиями для ЕС и его роли в быстро меняющейся глобальной среде.

ЕС, похоже, движется к радикальному переосмыслению, «смене оснований», построенной на трех столпах, каждый из которых является предметом ожесточенных дебатов. ЕС ищет "великую сделку" между геополитическими императивами и либеральными ценностями.

Первый столп – безопасность. Поскольку ЕС переходит от мирного проекта к военному, он вынужден пересмотреть некоторые из своих основных предположений. Совершенно очевидно, что европейские лидеры должны отказаться от своего отвращения к жесткой силе. Но пока неясно, как будет развиваться этот процесс: смогут ли европейские правительства объединиться и развивать собственный военный потенциал или же они будут тратить деньги на готовую технику из США и Южной Кореи?

Национальные границы, которые когда-то лидеры ЕС считали податливыми, приобрели новое значение после начала спецоперации России на Украине. По сути, дебаты о расширении касаются определения границ сферы влияния блока, гарантируя, что такие страны, как Украина и Молдавия, смогут стремиться к европейскому будущему, а не рассматриваться как буферные государства между ЕС и Россией.

Меняющееся понимание безопасности в ЕС подчеркивает важность расширения. Учитывая стратегическое использование иммиграции, энергии и критически важного сырья, а также растущую национализацию технологических инноваций и регулирования, государства-члены не могут полагаться только на НАТО для удовлетворения всех своих оборонных потребностей. Только путем расширения и укрепления ЕС можно обеспечить безопасность европейских граждан.

Это подводит нас ко второму столпу: экономике. Европейцы, возможно, больше, чем любая другая группа, верили в преобразующую силу экономической взаимозависимости и ее способность превращать бывших противников в союзников. Но, учитывая превращение Россией своего экспорта энергоносителей в оружие и угрозы Китая ограничить поставки медикаментов во время пандемии Covid-19, ЕС сейчас стремится к большей самодостаточности, чтобы смягчить потенциальные риски.

Но Европа никогда не сможет достичь полной самодостаточности. Вместо того, чтобы стремиться к «стратегической автономии», европейские лидеры должны сосредоточиться на развитии разнообразных отношений с многочисленными партнерами, гарантируя, что у нас есть альтернативы, если одна страна когда-либо попытается нас шантажировать. Например, Украина и Балканы могли бы предложить критически важные ресурсы и рабочую силу, тем самым помогая укрепить глобальное положение Европы.

Но именно здесь стремление к расширению может столкнуться со значительным сопротивлением. Во время недавнего визита в Варшаву я стал свидетелем последствий зернового кризиса, вызванного конфликтом на Украине. Хотя Польша является убежденным сторонником вступления Украины в НАТО и понимает геополитическую подоплеку расширения лучше, чем большинство стран, у нее также есть серьезные оговорки. Одной из основных проблем является возможность экономических потрясений, которые отрицательно повлияют на сельскохозяйственный сектор Польши. Кроме того, существует менее чем привлекательная перспектива превращения Польши в чистого донора бюджета ЕС, если Украина станет государством-членом.

Третий столп – это ценности. В прошлом Европа была разделена между либеральными космополитическими государствами-членами ЕС и странами, не входящими в блок, что требовало постепенной интеграции и трансформации, по одной главе acquis communautaire (основы законов ЕС) за раз. Но теперь эта дихотомия очевидна внутри самого ЕС, где такие страны, как Венгрия и Польша, придерживаются нелиберального национализма.

Расширение предлагает потенциальное решение для обоих лагерей. Для европейских либералов это представляет собой возможность осуществить внутренние реформы посредством соблюдения условий верховенства закона и голосования квалифицированным большинством. Можно надеяться, что такой подход смягчит националистические тенденции, которые часто препятствуют усилиям по установлению единой внешней политики. Напротив, нелибералы Европы полагают, что, приняв Сербию под руководством автократического президента Александра Вучича и потенциально более националистическую Украину, коллективная сила нелиберального блока будет достаточно велика, чтобы бросить вызов Германии и Франции, де-факто лидерам ЕС.

Победа либерализма далеко не гарантирована. На данный момент все внимание приковано к Венгрии и Польше, где 15 октября пройдут важные всеобщие выборы. Между тем, политические наследники Бенито Муссолини уже находятся у власти в Италии, и Франция может последовать их примеру, если Марин Ле Пен победит на президентских выборах 2027 года.

Тем не менее, Европа находится на пороге новой эры. Нынешняя ситуация напоминает годы после холодной войны, когда европейские лидеры обсуждали вопрос о том, расширять ли блок или углублять его интеграцию. Надеясь получить свой "кусок пирога" и съесть его, они попытались сделать и то, и другое. Но когда Балканы погрузились в хаос, были проведены параллели между руководством ЕС и действиями Нерона во время горящего Рима. Сегодня ЕС сталкивается с аналогичной опасностью, поскольку глубокие экзистенциальные дилеммы сводятся к бюрократическим дебатам по поводу бюджетов, процессов и институтов.

Чтобы процветать в быстро меняющейся геополитической среде, ЕС должен расширять и углублять свою интеграцию. Но добиться этого в 2023 году может оказаться более сложной задачей, чем в 2004 году. Вместо того, чтобы вести Украину, Молдову и Балканы через тот же процесс вступления, который предприняли Польша и Венгрия, ЕС должен создать новые, инновационные рамки. Это может привести к более запутанной структуре пересекающихся кругов, а не к Европе, состоящей из « концентрических кругов», как это представлялось лидерам блока. Но если европейский проект хочет выжить, он должен заново изобрести себя, чтобы заключить великую сделку, а не просто расширить свои границы.