С 1 февраля в Литве в связи с санкциями США введён запрет на ввоз белорусского калия. Многие аналитики задались вопросом, как прекращение транзита удобрений повлияет на экономику Белоруссии и Литвы.
Удобрения "Беларуськалия" являются очень важным экспортным товаром для страны. По данным статистики, в 2020 году Белоруссия заработала на экспорте калийных удобрений 2 410 311,5 тысячи долларов. Это составляет 8% от общего объёма белорусского экспорта и около 4% ВВП страны (60,3 млрд долларов). Литва играла решающую роль в белорусском экспорте калия, потому что основная часть продукции отгружалась через порт в Клайпеде. Как же решение правительства Литвы ударит по экономике Белоруссии и ударит ли?
Уязвимое положение вновь заставило Александра Лукашенко обратить свой взор на Россию, которая опять выступает последним форпостом. И результат не заставил себя ждать. Сегодня премьер Белоруссии Роман Головченко заявил о перенаправлении грузов калия в порты России. При этом он отметил, что его страна нисколько не потеряла, может, даже и выиграла, а вот экономика Литвы вполне может пострадать.
Головченко признал, что в плане логистики Россия не столь выгодный вариант, но за счёт роста цен "Беларуськалий" даже останется в выигрыше.
Более того, компания может пойти на разные эксперименты, например, поставлять калийные удобрения в Китай. То же самое произошло и в 2020 году, когда белорусская калийная компания поставляла удобрения в Китай по Северному морскому пути. Поэтому есть предположения, что Белоруссия, скорее всего, снова будет поставлять калий в Китай поездами, что увеличит транспортные расходы. Но рост цен на калийные удобрения может легко покрыть дополнительные расходы.
При этом предприимчивый Китай надеется воспользоваться введёнными санкциями и активно торговаться при подписании нового контракта с Белоруссией.
На фоне санкционного вопроса Центральный банк Литвы заявил, что прекращение белорусского товаропотока приведёт к сокращению ВВП страны на 0,9% за три года. Такого же мнения придерживаются и другие экономисты в Литве. Мол, из-за потери транзита рост валового внутреннего продукта в 2022 году будет замедлен, но потери будут незначительными, а плановый рост экономики легко компенсирует временные убытки, которые разделят между собой различные государственные учреждения, такие как
и ряд других компаний.
Конечно, госбюджет потеряет часть доходов, но существенного макроэкономического эффекта не будет, уверены экономисты. Ведущие компании-перевозчики Литвы принадлежат государству. Поэтому несмотря на увеличение нагрузки на госбюджет, литовская экономика должна выстоять.
Однако начальник порта Клайпеды Альгис Латакас не столь оптимистичен, он считает, что прекращение транзита белорусских товаров повлечёт за собой большие убытки как для портовых компаний, так и для администрации порта, которые невозможно быстро компенсировать. Потери Литвы выльются в миллиарды евро, поскольку каждый месяц через порт в Клайпеде транзитом проходил 1 млн тонн калия. До сих пор порт лидировал по перевалке грузов в странах Балтии. Статус, которого Клайпеда добилась на фоне промышленного кризиса в Латвии, снова станет труднодостижимым, пишет Modern Diplomacy.
Ожидается, что порт будет терять около 10 млн тонн грузов в год, портовым компаниям понадобится больше года, чтобы переориентировать свою деятельность, так как альтернативы на данный момент нет. Кроме того, прекращение транзита из Белоруссии также создаст геополитические проблемы и изменения в глобальных макроэкономических тенденциях.
Политические игры США дорого обойдутся Литве. Прекращение транзита "Беларуськалия" станет серьёзной проблемой и для железной дороги Литвы, компания может потерять более 20% товарного потока. А в перспективе ЖД придётся резко уменьшить масштабы своей деятельности:
Эксперты уверены, "транзитная война" никому не принесёт победы, а "жертвами", как всегда, станут обычные люди.