Визит президента Узбекистана Шавката Мерзиёева 20 ноября в Москву не стал прорывом. Ташкент ждёт не интеграции в ЕАЭС, не строительства АЭС, а решения своей водной проблемы. Пойдёт ли Россия на поворот сибирских рек?
На столе переговоров у Москвы и Ташкента сегодня два суперпроекта — вступление Узбекистана в ЕАЭС и строительство "Росатомом" АЭС в Узбекистане с выделением российского кредита в 11 млрд долларов.
В 2017 году Узбекистан подписал с Россией межправительственное соглашение о строительстве двух реакторов ВВЭР, которые должны быть введены в эксплуатацию к 2030 году.
"Экономическая целесообразность проекта должна быть доказана", — прокомментировал министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов, подразумевая, что положительного решения о начале строительства ещё нет.
Россия также всячески заманивает Узбекистан в ЕАЭС. В своём видеообращении к Форуму межрегионального сотрудничества между РФ и Узбекистаном Владимир Путин заметил, что есть "хорошие перспективы для дальнейшего углубления взаимодействия", которые "открыли бы более плотное подключение узбекистанских партнёров к работе Евразийского экономического союза". Основа есть: Россия — крупнейший инвестор Узбекистана, по данным Мирзиёева — это более 10 млрд долларов (для сравнения США — всего 500 млн) накопленных инвестиций.
Россия к тому же выдала Ташкенту за этот год всяческие преференции:
Тем не менее Мирзиёев снова отложил оба проекта. Хотя нынешний визит планировали как государственный, он стал опять рабочим с учётом того, что был перенесён с 2019-го на 2020 год, а затем ещё на полтора года под предлогом пандемии.
Тот же Камилов сказал, что "правительство Узбекистана изучает риски, связанные с членством в ЕАЭС".
По официальной версии, стороны разошлись по тарифам: в Узбекистане высокие импортные пошлины, защищающие отечественных производителей. Поэтому в этот раз стороны ограничились подписанием комплексной программы экономического сотрудничества между правительствами двух стран на 2022-2026 годы. Но это можно было бы сделать и без участия Мирзиёева.
Далеко не все в Узбекистане приветствуют интеграцию с РФ. Так, экономический аналитик Отабек Бакиров сообщил в своём Telegram-канале bakiroo, что Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана инвестировал в российский фондовый рынок в общей сложности 15 млрд долларов в облигациях на эквивалентную сумму рублей. По его мнению, это "плохо".
"Скорее всего, этот рублевый кредит будет использован для покупки товаров и услуг в России в рублях", — сообщил он.
"Говоря простым языком, с нас сняли слепок ярма. Дефицит внешней торговли с Россией за последние девять месяцев достиг 2,2 млрд долларов. То есть мы покупаем больше, чем продаем им", — отметил экономист.
По словам Бакирова, рублёвые расчёты между странами "ещё больше увеличивают размер отрицательного баланса с потенциальным агрессором, который представляет постоянную угрозу для своих соседей".
Узбекистан состоит в программе НАТО "Сотрудничество ради мира". Её перспективы обсуждались в Брюсселе в конце октября. Глава миссии Узбекистана в НАТО, посол Дилёр Хакимов отметил, что считает альянс важным партнёром в борьбе с современными угрозами безопасности и что НАТО привержено дальнейшему развитию контактов по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес.
ЕС в апреле предоставил Узбекистану статус страны-бенефициара специальной системы стимулирования устойчивого развития и надлежащего управления (GSP+). Деньги пойдут "на формирование демократического государства с сильными институтами государственного управления и гражданского общества". Иными словами, западного влияния русофобской направленности в стране прибавится.
Американцы тоже дружат с Ташкентом. Туда приезжали заместитель госсекретаря США Венди Шерман, делегации конгресса и различных должностных лиц министерства обороны. Они были вовлечены в дискуссии о "насущной необходимости" наличия у США "глаз и ушей" на местах для проведения контртеррористических операций в Афганистане. Под предлогом каких-нибудь образовательных проектов — договорятся.
Что касается Турции, то Узбекистан участвует в проекте Анкары Соединённые тюркские штаты. 12 ноября 2021 года Мирзиёев совершил первый визит как новоизбранный президент именно в Анкару. Стороны выразили намерение подписать соглашение о свободной торговле и удвоить товарооборот. Турция официально выразила желание расширить военное сотрудничество с Узбекистаном. Турецкая элита называет Узбекистан "родиной", а родных не бросают.
Китай тоже не надо забывать Это второй экономический партнёр Узбекистана.
Можно предположить, что Ташкент хочет, не связывая себя по рукам и ногам обязательствами, взять от всех по максимуму. Что называется, хорошо устроился.
В комментарии для Pravda.Ru эксперт по странам СНГ Андрей Суздальцев отметил, что Ташкент всегда был очень сложным переговорщиком.
По словам эксперта, Узбекистан — это действительно суверенное государство, живущее на свои деньги.
"Но мы немало помогаем Узбекистану хотя бы тем, что на нашей территории находится больше миллиона граждан Узбекистана, которые здесь работают. Мы им предоставляем работу. Перечисление денег мигрантов из Узбекистана — очень солидное подспорье этой стране", — сказал Андрей Суздальцев.
По его словам, Узбекистан считает, что "Россия в какой-то степени чем-то ему обязана".
"Поэтому дана отсрочка для того, чтобы намеченные проекты, включая проекты в области энергетики, подготовить, обсудить на разных уровнях, довести до уровня подтверждения", — отметил для Pravda.Ru эксперт.
Андрей Суздальцев уточнил, что при контактах Ташкента и Москвы всегда возникает вопрос о воде, которой Узбекистану катастрофически не хватает, потому что 70% этого ресурса Центральной Азии сконцентрированы в Таджикистане, с которым отношения у Ташкента отношения сложные.
Поэтому "до сегодняшнего дня ещё с 80-х годов прошлого столетия Узбекистан живёт мечтой о том, что к нему повернутся сибирские реки", сказал Pravda.Ru Андрей Суздальцев.
"И там ждут поддержки от России. Там много крутится каких-то исторических обещаний, исторических обид и так далее. Но тем не менее страна — лидер в Центральной Азии. Мы должны, конечно, всеми силами стремиться к тому, чтобы с ней у нас были откровенные, дружеские отношения.
Как сказали на российском телевидении, Узбекистан — уже наш союзник. Я бы так не сказал. Узбекистан — наш партнёр. В Центральной Азии Узбекистан для России — стратегический партнёр", — сказал Pravda.Ru эксперт.
Кстати, в российских СМИ участились материалы о том, что проект поворота сибирских рек не такой уж и вредный и дорогой, а даже очень полезный. И он очень легко ложится на проект "новых сибирских городов" Сергея Шойгу.
Читайте по теме:
Ташкент выкручивает Москве руки: эксперт объяснил преференции Узбекистану
Зачем правительство решилось на узбекистанизацию России
Прозападная позиция Узбекистана несёт России серьёзную угрозу