В Казахстане обсуждают, есть ли вероятность присоединения страны к Китаю. У населения есть подозрения, что власти это затевают или это случится из-за падения в долговую яму.
В казахстанском сегменте социальных сетей и мессенджерах получила распространение информация о том, что, согласно заявлению чрезвычайного и полномочного посла КНР в Нур-Султане Чжан Сяо, Казахстану спишут большую часть внешнего долга при условии его вхождения в состав Китая. Новость распространил сатирический портал qazinform24.
Однако в соцсетях не заметили фейковость новости и отнеслись к ней весьма серьёзно.
Например, вот один из комментариев:
"Для этой цели и были выданы Китаем кредиты Казахстану. И мы все знаем, что это возможно и произойдёт".
Заметим, что синофобия стала актуальной проблемой в Казахстане. В 2016 году были протесты против закона о продаже земли сельхозназначения иностранцам, население опасалось, что в первую очередь китайцам. В 2018 году казахстанцы целый день переживали о могилах предков, якобы "выкопанных китайцами" в Аркалыке. Новость тоже оказалась фейковой. В обществе также горячо обсуждался вопрос о безвизовом режиме между Казахстаном и Китаем. В Сети появилось бесчисленное количество видеороликов, на которых китайцы стоят в очереди на въезд в Казахстан. Пришлось властям этот режим ужесточить. Примеры можно продолжать.
Так, например, в комментарии для Pravda.Ru политолог, директор группы оценки рисков Досым Сатпаев отметил, что Китай "особенно сильно подмочил свою репутацию" в последние несколько лет созданием "лагерей по перевоспитанию в Синьцзяне", в которые попали, в том числе, местные этнические казахи.
Сейчас, по словам политолога, возникает проблема с экологией. Один аспект этой проблемы — это забор больших объёмов воды на развитие сельского хозяйства Синьцзяня из пограничной реки Или.
"Поэтому есть риск, что восток Казахстана может оказаться в зоне экологической катастрофы", — заметил он.
Второй аспект — "появилось подозрение", что многие из тех 55 заводов, которые Китай открывает в Казахстане по программе "Один пояс — один путь", будут экологически грязными.
"В целом, большое количество факторов накладывается на негативное отношение к Китаю, поэтому появление такой даже фейковой информации всегда находит довольно широкие отклики и большую аудиторию в Казахстане", — сказал Pravda.Ru Досым Сатпаев.
В 2020 году китайцы сами подлили масла в огонь. На одном из китайских ресурсов появилась статья, в которой утверждалось, что современный Казахстан занимает территорию, исторически принадлежавшую Китаю. МИД Республики Казахстан (РК) выразил по этому поводу протест Пекину.
Досым Сатпаев считает, что любой политик, который предложит присоединить Казахстан к Китаю в любой форме, дискредитирует себя навсегда.
Это политическое самоубийство для любого политика, чиновника, общественного деятеля в Казахстане. Это абсолютно мифический нереальный проект. И это хорошо понимают даже те представители казахстанской власти, которые рассматривают Китай в качестве партнёра. Они чётко понимают, что внутри казахстанского общества довольно сильные антикитайские настроения", — сказал Pravda. Ru Досым Сатпаев.
Казахстанский политолог Газиз Абишев воспринимает эти фейки как "относительно острую политическую сатиру, главная идея которой — оголтелый популизм и неэффективность экономической политики, одним из индикаторов которой является рост национального долга, рано или поздно приведут страну к утрате остатков политической независимости".
"Главная идея не в том, что Казахстан может быть к кому то присоединён, а в том, что стратегическая деградация экономики превращает его в валяющийся на складе лежалый товар, который любой щедрый покупатель без проблем купит у радостного продавца. Временами саркастически критиковать грустную действительность не менее патриотично, чем восхвалять её с самым серьёзным видом", — написал Абишев в своём телеграм-канале.
По данным ЕЭК, на середину 2021 года сумма обязательств Казахстана выросла по сравнению с началом года на 6%, до $164,1 млрд (96,6% к ВВП страны). Это в основном обязательства по прямым инвестициям, в которых преобладают китайские. Президент Касым-Жомарт Токаев обратил внимание, что госдолг Казахстана растёт, а единых подходов по управлению им нет.
"Следует повысить качество управления внутренним и внешним долгом страны. Это вопрос долгосрочной стабильности госбюджета и нашей бюджетной стабильности в будущем. В предстоящие 25 лет ожидается почти шестикратный рост расходов на выполнение принятых и планируемых обязательств государства", — заявил президент в прошлом месяце на расширенном заседании правительства.
По его словам, к 2025 году прогнозируется повышение доли внешнего долга в структуре правительственного долга с 21 до 49%. При этом большая часть внешних займов номинирована в иностранной валюте.
Главная проблема — Нацфонд перешёл из режима накопления в режим потребления. Тем не менее бюджет ежегодно сводится с дефицитом.
В текущих условиях казахстанская валюта продолжит обесцениваться, считают эксперты Ассоциации финансистов Казахстана. Внешний долг растёт, а внутренние активы сокращаются. Пока ситуацию удаётся сдерживать, в том числе и вливаниями из Нацфонда. Однако насколько его хватит, если основные источники его пополнения — это продажа нефти и другого сырья?
Читайте по теме:
Казахстан и Украина договариваются о совместных антироссийских проектах