Ситуация в Афганистане после бегства американских войск прогнозируемо обострилась. Что может быть дальше? Чем это опасно сопредельным государствам и России? Нужно ли нам договариваться с Талибаном*? Надо ли готовиться к военному сценарию? На все эти и многие другие вопросы главного редактор Pravda. Ru Инне Новиковой ответил главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
Читайте также: Игорь Коротченко: эстонская разведка работает под крылом MI6
— Игорь, из Афганистана уже почти все американские войска вышли. Теперь там набирает силу Талибан*, запрещенная в России террористическая организация. Ситуация ожидаемо ухудшается. Таджикистан призвал ОДКБ укрепить таджикско-афганскую границу.
Движение Талибан* уже давно контролировало северную часть страны, а теперь захватило ключевые города на границах с Ираном и Туркменистаном. Руководство России провело в Москве переговоры с представителями этого движения.
Талибы пообещали не переходить границы и даже бороться с контрабандой наркотиков. Однако некоторые бригадные генералы настроены не так дружелюбно. Что происходит? И как нам на это надо реагировать?
— Все так. Американцы по-тихому смылись. Они действительно ушли из Афганистана внезапно ночью. Утром афганцы проснулись, а американцев уже нет — ни самолетов, ни солдат, ни летчиков, ничего.
— И свет отключили сразу же.
— Свет отключили, да. Там сразу же пошло разграбление американских складов. Местное население тащит оттуда всё, что можно утащить, и выставляет это на продажу: американские военные ботинки, обмундирование, флаги и так далее. Из флагов там делают раскладные стулья на тканевой основе. Но смысл-то в другом: нам США оставляет очень большие проблемы.
Очевидно, что уже в ближайшие полгода, а может быть, и быстрее правительство в Кабуле падет, власть в стране полностью перейдет в руки движения Талибан*, которое признано террористическим в России и ряде других стран.
Разные есть теории, кто-то говорит, что американцы специально ушли, чтобы дальше вот Талибан* полез к нам, кто-то говорит, что ушли, потому что не могли больше уже, за 20 лет ничего не получилось.
Но сразу возникает вопрос: что дальше? А дальше Талибан*, как многие аналитики говорят, начнет экспорт исламского экстремизма на постсоветское пространство. Уже 900 с лишним километров таджикско-афганской границы контролируют талибы. Всё - афганской централизованной власти уже нет, особенно в северных провинциях.
И дальше возникает ситуация, что возможен прорыв границы и перенос боевой активности в Таджикистан. Соответственно — огромные потоки беженцев, это всё идет как камень, брошенный в воду, пошли круги по воде — Узбекистан, Киргизия, Казахстан — всё южное подбрюшье России превращается в то, во что превратилась Сирия.
А как таковой оборудованной границы между Казахстаном и РФ не существует, там нет контрольно-следовой полосы, вышек, системы контроля. Хаос может прийти в Россию-матушку, у нас есть неспокойные регионы на Северном Кавказе, в Поволжье и так далее.
Но факт остается фактом, мы сталкиваемся с очень серьезной проблемой, она, может быть, более масштабная и более угрожающая для нашей безопасности, чем НАТО. Поскольку НАТО мы еще можем сдерживать тактическим и стратегическим ядерным оружием, талибов мы не сдержим ничем, кроме как просто воевать.
Как реагировать на эту проблему? Второй раз в Афганистан, конечно, мы не пойдем. Для нас критически важно, чтобы талибы не прорвали границу с Узбекистаном и Таджикистаном. Тогда будет беда огромная.
ОДКБ сегодня очень внимательно анализирует ситуацию. В основном, понятно, всё это ляжет на наши плечи и, возможно, на плечи Казахстана. Другие страны ОДКБ вряд ли смогут сделать что-то серьезное. Киргизы будут воевать, но насколько они будут эффективны в этой войне — большой вопрос.
Поэтому задача: либо как-то договариваться с талибами, чтобы они сюда не лезли, рис им послать, еще что-то, либо они Таджикистан превратят во вторую Сирию. Очень плохие перспективы. Пока с талибами вроде бы договорились. Но как все будет происходить дальше, никто не знает, но ощущения у всех — абсолютно аллармические.
Очевидно, если Талибан* начнет какие-то военные провокации, нам не остается ничего другого, как наносить удары крылатыми ракетами и другим высокоточным оружием по инфраструктуре талибов вдоль границы со странами ОДКБ.
В Узбекистане уже проводят военные учения, призывают резервистов в Таджикистане, словом, у всех — ощущение надвигающегося очень большого неприятного события. Невозможно сейчас прогнозировать на длительную перспективу.
Будет прояснятся по мере того, как будет сыпаться власть в Афганистане. Рано или поздно талибы возьмут Кабул, установят свое правительство, а дальше — Исламский халифат*.
Практика показывает, что подобного рода квази-государственные террористические образования неизбежно начинают экспансию.
Поэтому нам сейчас надо сжимать сейчас все силы в кулак, работать по дипломатической линии, по линии разведки и военной линии. Надо постоянно мониторить ситуацию и готовиться к худшим сценариям.
* организация, запрещенная на территории РФ