Инцидент с британским эсминцем "Дефендер" 23 июня — событие действительно из ряда вон выходящее. В самом деле, трудно припомнить такое, чтобы российские самолёты сбрасывали бомбы по пути следования корабля одной из стран НАТО… Самое же главное — это понять, зачем вообще британцам всё это понадобилось.
В России реакция на произошедшее была однозначной — это провокация, которая была правомерно пресечена. И подобные действия обещано пресекать самыми жёсткими методами, чей бы это корабль ни был.
А вот комментарии британской стороны были, скажем так, более разнообразными. Накануне, напомним, в британском минобороны вообще отрицали, что российские военные открывали предупредительный огонь. В ведомстве отрицали и то, что на пути следования эсминца российские самолёты сбрасывали бомбы.
Однако почти сразу информацию о выстрелах подтвердили журналисты, которые находились на борту британского эсминца. А затем и сам капитан корабля Винсент Оуэн подтвердил, что российские корабли действительно открыли огонь.
"Я предполагаю, что огонь вёл один из кораблей береговой охраны. Мы вели себя уверенно, не вступали в конфронтацию и использовали своё право продолжать мирный проход через международные воды по признанному судоходному маршруту… Мы находились вне зоны поражения орудий, поскольку шли на скорости 30 узлов, тогда как они — на скорости 21", — заявил капитан Оуэн газете Daily Mail.
"Только российские моряки точно знают, в кого и в каком направлении они стреляли. Но учитывая их раздражение из-за того, что они не могли убедить Defender изменить курс, мы были вероятной целью, хотя и вне зоны поражения", — отметил корреспондент издания Марк Никол, который также находился на борту.
А вот как прокомментировал ситуацию премьер-министр Борис Джонсон. Во-первых, отношения между Россией и Великобританией, по его мнению, сейчас не самые худшие.
"Нет, не думаю, (что отношения достигли исторически низкого уровня). Я лично помню время, когда дела, безусловно, обстояли значительно хуже. Всё, что мы делаем, является поддержанием верховенства закона", — сказал Джонсон.
Кроме того, по его словам, "Дефендер" в законном порядке находился в международных водах около Крыма: "Я думаю, он (корабль) в полной мере, обоснованно мог пользоваться международными водами <…>. Важный момент состоит в том, что мы считаем, что российская сторона аннексировала Крым".
При этом в Лондоне не исключили, что и в будущем британские корабли вновь будут ходить в водах Чёрного моря неподалеку от Крыма. По крайней мере, об этом заявил госсекретарь в министерстве окружающей среды Великобритании Джордж Юстис (странный подбор для официального комментария по такой теме, ну да ладно, не будем придираться).
То, что акцент будет сделан на том, что раз Британия признаёт "аннексию Крыма", а стало быть, право имеет — было очевидно. Что никоим образом не объясняет, почему же в предыдущие годы до такого не доходило. Точнее, был ещё инцидент в октябре прошлого года, но не настолько резонансный, да и известно о нём стало позже.
Другой момент — журналисты на борту эсминца. Может быть, для королевских ВМС это обычная практика и на борту каждого корабля присутствует как минимум пара представителей ведущих британских изданий? Как бы там ни было, но с медийной точки зрения всё было подготовлено. Стало быть, этот проход планировался заранее и должен был быть именно демонстративным.
Вообще, Британия в последний год стала главным лоббистом Украины на Западе и всячески демонстрирует свою активную роль в событиях в этой стране. Ранее британцы хвалились учениями на "заднем дворе России", то есть в акватории Чёрного моря. То есть всё это укладывается в схему усиления британского присутствия в регионе.
При этом остаётся открытым вопрос, насколько далеко Лондон готов пойти в конфронтации и насколько велика в этом будет поддержка других западных государств, США в первую очередь. Не исключено, что инцидент 23 июня, откровенно демонстративные действия "Дефендера", — это своего рода "пробный шар".