Александр Лукашенко потерпел неудачу на переговорах с Владимиром Путиным 22 февраля в Сочи, что означает его скорую отставку, считает эксперт по Белоруссии Андрей Суздальцев.
Встреча в Сочи 22 февраля между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко завершилась без итоговой пресс-конференции. Странной показалась беседа в самолёте "в развитие переговоров", как заявил Кремль.
Белорусский Телеграм-канал "Пул Первого" сообщил, что в этом разговоре обсудили:
Известно, что встреча в Сочи продолжалась шесть с половиной часов, а встреча главы Белоруссии с заместителем председателя Совета Безопасности Российской Федерации Дмитрием Медведевым была отменена.
Лукашенко в кратком видео для прессы так прокомментировал неформальность встречи:
"Серьёзные переговоры в обычной одежде — это говорит о том, что мы просто близкие люди, у нас очень близкие народы и страны. И мы вполне можем в любой форме обсуждать наши серьёзные проблемы".
По его словам, из 31 дорожной карты реализации Союзного государства (СГ) не согласованы шесть-семь.
Серьёзные проблемы — это, очевидно, проблемы реализации плана построения СГ, согласно договору, подписанному в декабре 1999 года, с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством.
Разногласия выявились в 2018 году после настойчивых просьб Минска компенсировать ущерб от налогового манёвра в нефтяной отрасли РФ (переход на изымание сверхприбыли через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с уходом от налога на экспорт, который Белоруссия не платила). По оценкам Fitch, к 2024 году Белоруссия должна будет потерять около $10 млрд из-за того, что перейдёт на закупки нефти по мировым ценам, а её НПЗ останутся без скидки, которую Россия даёт своим заводам в форме отрицательного акциза.
После того как Лукашенко потребовал установить и цену на газ равной цене для Смоленска, Москва стала увязывать с интеграцией ещё и этот аспект, а также выделение кредитов. Суть проблемы — что ставить во главу угла: повышение уровня интеграции до уровня "единого пространства" или "уравнивание экономических условий".
В поисках ответов на разногласия правительства двух стран сформировали специальную рабочую группу во главе с министром экономического развития РФ Максимом Орешкиным и министром экономики Белоруссии Дмитрием Крутым. Однако прогресса не было, и тут грянул августовский "блицкриг" в Белоруссии, который власти купировали. Но проблемы ни белорусского консенсуса, ни интеграции с РФ никуда не исчезли.
Как сказал "Правде.Ру" эксперт по странам СНГ, профессор Высшей школы экономики Андрей Суздальцев, Лукашенко всегда приезжает к Путину за деньгами или ресурсами, которые можно продать, и никогда с предложением поддержки как союзник. Сумма российских дотаций и преференций Белоруссии на 1 января 2021 года составила $137 млрд за последние 20 лет, отметил эксперт.
Одним из последних пожеланий Минска было получить $3,5 млрд из целевого кредита в $10 млрд, которые Россия выделила на строительство атомной станции в Белоруссии, и "Росатом" "очень экономно с этими деньгами обошёлся".
"Кредит-то осваивала российская организация, и он целевой. "Нет, 3,5 миллиарда — отдайте", — отметил Андрей Суздальцев.
Эксперт уверен, что выделенный после августовских событий кредит в $1,5 млрд обратно Москва "не вернёт никогда" из-за сложившейся практики перекредитования и надежды Белоруссии на то, что Москва долги спишет, "как списала Кубе".
По словам политолога, начиная с 2018 года у Лукашенко по "добыче денег" в Москве возникли проблемы, тем не менее он явился в Сочи уверенным в себе, потому что "людей рассовали по домам в силовом формате" и зачем ему (Лукашенко) переизбираться, зачем Конституция, диалог с обществом — всё прекрасно.
Для того чтобы "получить новые деньги", президент Белоруссии, по мнению эксперта, фиксирует внимание Путина на следующих моментах.
"В Белоруссии есть очень завышенное мнение о ценности белорусских предприятий, самого статуса Белоруссии, Россия прямо рвётся туда вложить, угробить там деньги. Это такой миф, который сидит в головах у белорусской элиты", — сказал Андрей Суздальцев.
Кроме того, Лукашенко просит деньги под обеспечение равных условий субъектов хозяйствования.
В основе этого желания лежит фраза "Вам что, жалко?" — сказал политолог.
То есть Лукашенко хочет "сохранить 18 барьеров для российских товаров", а получить — наравне с российскими потребителями доступ к российской нефти по внутрироссийским ценам и торговать ею.
"Путин об этом говорил ещё в мае прошлого года. Он сказал: "Друзья, это же российский бюджет. Мы огромные деньги тратим на обустройство месторождений, на создание там портов, атомного ледокольного флота и т. д. Наши компании платят налоги, наши граждане платят налоги. Если вы хотите участвовать в этих делах, то вложитесь, как американцы, как англичане, как китайцы, как индусы". А так, вы на даче выкопали колодец, заказывали материал, бетонные кольца, пошла вода хорошая, приходит сосед с ведрами и говорит: "Налью. Тебе что, жалко что ли?" — отметил Андрей Суздальцев для "Правды.Ру".
Лукашенко именно поэтому вспомнил о дорожных картах и потребовал их модернизировать, но это "опять старая история затяжки времени".
По мнению Андрея Суздальцева, Путин в Сочи выслушал Лукашенко "благожелательно", но Москву с сентября 2014 года интересуют политические вопросы, ведь Белоруссия "превращается в фактор противоречий между Западом и Россией".
Москва готова помогать Белоруссии, если будет прогресс и найден выход из политического кризиса, считает политолог.
"Режим висит только на поддержке силовиков, они прекрасно понимают, что если Москва стоит за Лукашенко, то у них есть надежда, что все эти преступления, которые они сотворили в августе-сентябре, останутся нераскрытыми. И в конце концов Москва их прикроет. И если они вдруг почувствуют, что Москва не поддерживает Лукашенко, это катастрофа для него. Поэтому Лукашенко очень надо было что-то везти в Минск".
"Я понимаю, что разговор (в Сочи) закончился тем, что Владимир Владимирович повторил дальше пожелания Москвы найти какой-то компромисс с народом, с обществом и начать конституционную реформу, то есть вернуться в сочинские обещания, в сочинскую колею от 14 сентября прошлого года", — говорит эксперт.
"Для Лукашенко это тяжёлые итоги. Он не смог навязать Москве решения Всебелорусского народного собрания, он не смог получить финансовую поддержку. Это однозначно обещает Лукашенко в течение нескольких месяцев уход от власти", — сделал вывод для "Правды.Ру" Андрей Суздальцев.
Читайте по теме:
Тихановская назвала смешными санкции ЕС против Белоруссии
"Мир затаил дыхание от ужаса": о перспективах слияния РФ, РБ и Украины