Лукашенко отомстил: перевалки нефти в Клайпеде не будет

Президент Белоруссии Александр Лукашенко реализует своё обещание о прекращении экспорта нефти через Клайпедский порт.

Экспорт нефтепродуктов через Клайпеду отменён

Компания Klaipedos nafta заявила, что в этом году "Белорусская нефтеналивная кампания" (БНК) не будет экспортировать нефть через её терминал в Клайпедском порту. Об этом пишет Delfi.lt Это подтверждение информации, прошедшей в декабре прошлого года. БНК — дочернее предприятие ЗАО "Белорусская нефтяная кампания", крупнейшего экспортёра белорусских нефтепродуктов, с которым Klaipedos Nafta сотрудничает с 2016 года.

"В 2021 году мы не ожидаем стабильного потока белорусских нефтепродуктов через терминалы Klaipedos Nafta, что неизбежно означает дальнейшее давление на производительность компании и необходимость дальнейшей диверсификации деятельности и компенсации возможных потерь за счёт оказания других услуг и экономии средств", — сказал Дариус Шиленскис, генеральный директор Klaipedos Nafta.

Он сообщил, что в январе БНК экспортировала через Клайпеду небольшое количество нефти, проданной по предыдущим сделкам, но не планирует экспортировать их в феврале или позже, в соответствии с объявленными БНК тендерами.

Выручка нефтяных терминалов Klaipedos Nafta в прошлом году упала на 2% до 31,414 млн тонн.

Пострадают "Литовские железные дороги"

В начале января также стало известно, что БНК решила не продлевать долгосрочный контракт с компанией LTG Cargo "Литовских железных дорог" (ЛЖД), которая доставляла её продукцию в Клайпедский порт. С января белорусские нефтяные грузы будут перевозиться только в соответствии с краткосрочными потребностями БНК. LTG Cargo и БНК договорились, что в январе будет перевезено около 60-70 тысяч тонн нефтепродуктов.

В 2019 году LTG Cargo перевезла около двух миллионов тонн нефти и нефтепродуктов БНК. Их доставляют по железной дороге с Мозырского НПЗ до терминалов морского порта Клайпеды.

Лукашенко переходит от слов к делу

Когда в августе прошлого года президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил правительству страны представить предложения по перенаправлению коммерческих грузов из Клайпедского порта в другие порты, многие не верили, что это действительно произойдёт. Об этом пишет литовское издание lrytas.lt в статье "Мстительное решение Лукашенко вывезти груз из Клайпеды ударит не только по Белоруссии, но и по России" от 29 января.

Но на этой неделе из России пришло известие о том, что премьер-министр страны Михаил Мишустин приказал министерству транспорта провести переговоры и подписать соглашение с Белоруссией о перевалке её экспортируемых нефтепродуктов в российских портах.

Это всё ещё политическая игра или сигнал о том, что "мы переходим от слов к делу"? — задаётся вопросом издание.

Россия и Белоруссия нашли приемлемое решение

Опрошенные lrytas.lt эксперты считают, что это политическое решение, не выгодное ни Белоруссии, ни России, ни Литве. Белоруссии — потому что через российские порты более дорогая логистика, а России — потому что она будет вынуждена представить БНК более выгодные условия, что в условиях кризиса означает значительные издержки для российского бюджета.

Однако замглавы минтранса РФ Юрий Цветков заявил в ноябре, что российская сторона не будет делать скидки из бюджета для снижения стоимости транспортировки белорусских грузов в порты РФ. Замминистра отметил, что уже сейчас РЖД дают белорусским грузоотправителям 50-процентную скидку на транспортировку и увеличивать её не планируется.

Минтранс предлагает самой БЖД делать скидки, чтобы уравнять тарифы с российскими, а грузоотправителям — заключать контракты take-or-pay.

"Стоимость портовой перевалки зачастую выше (в российских портах, по сравнению с портами Прибалтики. — Ред.) из-за небольшого количества долгосрочных контрактов take-or-pay, которые могли бы снизить эту стоимость. Пока таких контрактов нет", — заявил Цветков.

Он добавил, что белорусы могут построить свой терминал на российской Балтике.

Лукашенко одним из вариантов предлагает строительство морского терминала в Ленинградской области за счёт сэкономленных средств российского кредита на возведение БелАЭС. Об этом он заявил на встрече с губернатором региона Александром Дрозденко 25 сентября. В свою очередь, губернатор сказал, что Белоруссия могла бы войти в уже реализующиеся проекты в регионе, например, в порту Усть-Луга.

Литовцы ответят за политическую близорукость своего правительства

Напомним, что политическое решение о приостановке транзита нефтепродуктов через Клайпеду Александр Лукашенко принял после того, как Вильнюс активно поддержал оппозиционные протесты, Светлану Тихановскую и санкции против Белоруссии.

Поэтому претензии надо предъявлять не к "мстительному" Лукашенко, а к близорукому президенту Гитанасу Науседе и литовскому правительству.

Что касается Литвы, то много потеряет не только порт, но и железные дороги и автоперевозчики.

"Перенаправление грузоперевозок по железной дороге, в том числе экспорта удобрений, за пределы Клайпеды нанесёт ущерб Литве, поскольку на поток российских и белорусских товаров приходится около 42% всех грузооборота в Клайпедском порту. Мы менее зависимы, чем Латвия и Эстония, но зависимость всё ещё существует, и от этого зависят результаты как Клайпедского морского порта, так и "Литовских железных дорог", — сказала lrytas.lt Индре Гените-Пикчене, главный экономист компании INVL Asset Management.

По словам экономиста, в случае прекращения транспортировки "некоторых товаров" из Белоруссии через Литву больше всего пострадают порт, железные дороги и некоторые автотранспортные компании. Добавим, что это касается не только потери прямых доходов, но и рабочих мест, усиления напряжённости на рынке труда, оттока кадров.

Следующим шагом Минска, возможно, станет отказ Белоруссии от транспортировки через Клапеду калийных удобрений. Особенно если ЕС наложит санкции на "Беларуськалий".

Читайте по теме:

Мир живет не по Марксу: Белоруссия уйдет из Клайпеды

Сказано — сделано? Белоруссия сделала первый шаг к разрыву с Литвой

Портовики Литвы призывают не вводить санкции против "Беларуськалия"