Главное событие 2020 года — это не пандемия коронавируса, а ограничительные меры, которые были введены в связи с ней.
Эти меры вызвали последствия, которые можно сравнить только с послевоенными.
В 2020 году мировая экономика сократится на 5,2%. Это будет самая глубокая рецессия со времен Второй мировой войны, говорится в докладе Всемирного банка "Глобальные экономические перспективы" от июня 2020 года.
Ожидается, что в 2020 году экономическая активность в странах с развитой экономикой сократится на 7%, а в странах с формирующимся рынком и в развивающихся странах (EMDE) — на 2,5%, и это будет впервые как минимум за 60 лет. При этом доходы на душу населения снизятся в целом в мире на 3,6%, что приведёт к крайней нищете миллионы людей, констатирует доклад.
По многим аспектам период, который мы переживаем, напоминает период военного времени:
И судя по риторике некоторых политиков, эта ситуация может продолжаться намного дольше, чем мы ожидаем.
"Мы находимся в состоянии войны", — заявил Эммануэль Макрон в своём мартовском телеобращении, объявив о введении общенациональной изоляции во Франции, в то время как Дональд Трамп написал в Twitter о вирусе как о "невидимом враге". Причём с приходом "второй волны" усиливается не только риторика, но и практика. Великобританию тут же изолировали партнёры после обнаружения там мутации коронавируса. Германия полностью закрылась во второй раз. А уже есть разговоры о "третьей волне" пандемии.
Российское руководство, надо сказать, вовремя опомнилось и перестало следовать западной практике усиления ограничительных мероприятий.
И, конечно, здесь возникает вопрос, а не искусственная ли это война, навязанная миру глобалистами? Цели могут быть разные: например, скинуть Трампа и устранить растущую угрозу роста национализма и консерватизма по всему миру, что ведёт к перераспределению доходов.
Этот год не даёт ответа на вопрос, а как долго продлится эта война. Прогнозы по восстановлению экономик крайне неопределённые. Ситуация в некоторых странах уже сейчас катастрофическая: например, на Бали, в Таиланде уже начинается голод из-за полного отсутствия туристов.
Фондовый рынок разбалансирован, инвесторы уходят в золото и биткоин. Запущен механизм роста долговой нагрузки: государства, бизнес, домохозяйства берут в долг, чтобы поддержать себя. Только за десять месяцев 2020 года мировой долг вырос ещё как минимум на 17 триллионов долларов. Для того чтобы обеспечивать кредиты и пособия, центральные банки начинают печатать деньги, поскольку доходы в бюджет падают из-за сокращения потребления, инвестиций и экспорта.
В какой-то момент накопленная денежная масса спровоцирует инфляцию, надо будет расплачиваться по долгам, а нечем, поэтому будет много дефолтов, в том числе на уровне государства. Что это несёт населению, россиянам хорошо известно по 90-м годам прошлого века.
Бессрочный карантин запустил также волну политической дестабилизации, она уже добила многие правительства, пример США очевиден. Но нам ближе примеры Киргизии и Белоруссии, непонятно, что будет с государственностью в этих странах.
На грани кризиса многие правительства в Европе (да и сам Евросоюз), Латинской Америке, Азии. Любопытно, что выиграли здесь те страны, которые имеют сильное централизованное управление, мобилизационный ресурс и суверенитет - Китай, Россия. И если это искусственная война, то глобалисты либо просчитались, либо это не они её начали (кстати, нельзя исключать Китай — не из глобалистов, не из самостоятельных игроков).
Но и в консервативных государствах эта война может принести институциональные изменения и новый общественный договор, если не будет налажен диалог с населением.
Ещё одно следствие текущей войны — это усиление всякого рода силовых решений конфликтов, карабахский конфликт — тому пример. Слабые страны становятся слабее, сильные — сильнее за счёт того же мобилизационного ресурса.
Озабоченный здоровьем своих военнослужащих Запад сегодня выводит свои войска из "горячих точек". Это приведёт, на фоне ожиданий о голоде и безработице (а ООН уже говорит о том, что 2021-й будет годом гуманитарной катастрофы), к росту дестабилизирующих тенденций. Возможно переформатирование локальными силами постсоветского, европейского, американского пространств, пространства Ближнего Востока, и, как результат, состоится новая "Ялтинская конференция". Но, двигаясь по этой дороге (в ад или рай — точно не известно), многие не доживут.
А как же вакцина, неужели она не вернёт миру прежнее состояние? Ответ на этот вопрос мы узнаем не раньше, чем через год.
Читайте по теме:
Россияне оценили деятельность политиков. Путин — вне конкуренции
Станет ли Россия главным модератором Евразийского пространства