США в своём рвении противостоять России через санкции против Турции достигли обратного результата: обеспечили тактическую победу Москвы на Украине, потеряли влияние в Средиземноморье и способствовали дальнейшему выходу российского оружия на рынок Турции.
Сайт госдепа опубликовал в четверг, 17 декабря, обращение госсекретаря Майка Помпео к министру иностранных дел Турции Мевлюту Чавушоглу.
В нём говорится, что ввод 14 декабря санкций США был неизбежен в соответствии с Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA).
Заметим, что CAATSA стал федеральным законом США в июле 2017 года, он вводил санкции в отношении стран и компаний, закупающих военное оборудование у России.
Госсекретарь Помпео дал понять министру иностранных дел Чавушоглу, что покупка Турцией системы С-400 "ставит под угрозу безопасность американского персонала и военной техники и даёт России доступ к турецким вооружённым силам и оборонной промышленности". Госсекретарь подчеркнул, что "цель санкций — помешать России получить существенные доходы, доступ и влияние и они не предназначены для подрыва военного потенциала или боевой готовности Турции или любого другого союзника или партнёра США".
Как сказал "Правде.Ру ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров, эти ракеты действительно угрожают персоналу США в том случае, если США решат бомбить турецкие гарнизоны.
Эксперт не исключает, что такое желание у Вашингтона может возникнуть в Сирии или в Ливии, потому что США поддерживали путч в Турции против Реджепа Эрдогана в 2016 году. Именно поэтому российские ЗРК Турции нужны, и Турция "совершенно понимает, что она делает".
Что касается доступа к ВС Турции, то Помпео, по мнению эксперта, имеет в виду доступ на турецкий рынок российских вооружений. По словам Михаила Александрова, любая страна, которая хочет проводить независимую политику, должна иметь вооружение из разных источников, и Турция это последовательно осуществляет.
Угроза попасть под CAATSA не остановила Реджепа Эрдогана. Осенью 2017 года Анкара заключила сделку по покупке ЗРК С-400 с передачей технологий. В июле 2019 года поставлена первая батарея. Неделей позже Соединённые Штаты исключили Турцию из программы по производству истребителя F-35. Турция при этом потеряла до 10 млрд долларов, уже вложенных в проект, и вот наложены обещанные санкции.
Санкции в отношении руководства Управления оборонной промышленности (SSB) Турецкой Республики, включают:
То есть это, по сути, секторальные санкции. Неслучайно Эрдоган назвал их нападением на суверенные права страны.
"Их истинное предназначение — сделать нас зависимыми в сфере оборонной промышленности. Мы будем работать вдвое больше, чтобы сделать нашу оборонную промышленность еще более независимой", — сказал Эрдоган в эфире турецкого телеканала NTV.
По мнению Михаила Александрова, Эрдоган не может никому показать, что он поступается суверенитетом Турции. Для него это уже принципиальный политический вопрос, а американцы "явно перегнули палку с санкциями".
"Теперь Эрдоган уже точно не откажется от контракта с Россией", — сказал эксперт.
Наказывая Турцию в показательной для других стран экзекуции, США не только ослабили турецко-американский альянс в НАТО, но также ослабили Украину, что означает для России тактическую победу.
Дело в том, что недавно Исмаил Демир подписал военное соглашение с Киевом о совместном производстве корветов и ударных беспилотников. По словам украинского министра, речь идёт о проектах, призванных радикально усилить возможности Военно-морских сил (ВМС) Украины.
Но есть большая вероятность того, что указанные в санкциях кредитные ограничения и запрет на экспортные лицензии заблокируют дальнейшее военное сотрудничество между Турцией и Украиной и не позволит последней нарастить свой потенциал в Чёрном море.
Украиной дело не ограничивается. Турция имеет сильные позиции на Ближнем Востоке и в Средиземноморье. Присутствует в Сирии, Ираке, Ливии, Азербайджане, Персидском заливе, Африке, Европе — по вопросу беженцев, в восточном Средиземноморье — по территориальным спорам с Грецией.
Нанося ущерб отношениям с Турцией, США ослабят свои возможности влиять на события во всех этих стратегических регионах, увеличивая шансы России, в том числе для дальнейшего выхода на турецкий рынок вооружений.
"Санкции против главы управления оборонной промышленности Турции — это серьёзная обида для него. Человек затаит злобу на американцев. Но это нам откроет возможности в дальнейшем для выхода на турецкий рынок, например, по самолётам, танкам", — сказал "Правде.Ру" Михаил Александров.
В конфликте с Турцией ярко проявилась неспособность США действовать конструктивно и исправлять свои ошибки, что приводит к геостратегическим просчётам. Казалось бы, надо исправлять последствия поддержки неудачной попытки государственного переворота, которую проамериканские военные предприняли 16 июля 2016 года. Провал заговора привёл к ускорению антизападного дрейфа президента Эрдогана и дрейфа в сторону другого влиятельного игрока в регионе — России.
Нет бы здесь пойти на извинения и выдать оппозиционера Гюлена, обвиняемого в Турции в терроризме, но самомнение и самолюбование не позволили, отношения Анкары с Вашингтоном с тех пор всё время осложнялись и далеки от урегулирования.
Вашингтону пора посмотреть, как Россия при отсутствии такой "мягкой силы", как у США, прекрасно реализует свои шансы. Россия и Турция В 2015 году, после уничтожения турецкими ВВС российского бомбардировщика Су-24М, находились на пороге вооружённого конфликта или во всяком случае в ситуации конфронтации, которая полностью исключала всякую возможность военно-технического сотрудничества. Однако после понятных санкций Анкара извинилась и отношения стали последовательно улучшаться, сегодня везде страны находят компромиссы.
Читайте по теме:
"Что это за альянс? Какое основание?": Эрдоган недоволен санкциями США
"Как можно быстрее": оппозиция Турции просит использовать С-400
О чём умолчали в SIPRI: правда ли Россия "провалилась" на рынке оружия