Состоявшийся 19 мая в режиме видеоконференции саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС) прошел в отсутствии согласия по многим вопросам. Стратегия развития на пять лет так и не была подписана, против документа выступили Белоруссия, Армения и Казахстан, да и у Киргизии были вопросы. Не пора ли закрывать этот интеграционный проект?
Белоруссия и Армения не согласились с формулой, по которой должна формироваться цена на газ, они настаивают на едином тарифе.
Премьер Армении Никол Пашинян заметил, что единый рынок энергоресурсов с "недискриминационными принципами функционирования" должен стать основой интеграции. "В условиях глобальных экономических вызовов, перед которыми мы все сегодня стоим, необходимость скорейшего формирования общего рынка газа для Армении ощущается особенно остро", — сказал Пашинян
Владимир Путин со своей стороны объяснил, что считает недостаточным уровень интеграции ЕАЭС для единых газовых тарифов.
"Мы считаем, что единый тариф может быть реализован лишь на едином рынке с единым бюджетом, единой системой налогообложения. Столь глубокий уровень интеграции в ЕврАзЭС пока еще не достигнут", — сказал президент РФ.
Президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков упрекнул партнеров в возведении торговых барьеров. Правда, не решился этих партнеров назвать.
"Отдельные государства усиливают контроль и вводят ограничения на поставки продуктов питания на фоне пандемии коронавируса", — отметил он. Вероятно, лидер Киргизии имел ввиду Казахстан, у которого давние претензии к Бишкеку по вопросу контрабанды товаров из Китая с последующим ввозом в Казахстан без уплаты пошлин, что лишает Таможенный союз доходов.
Решить проблему Жээнбеков предлагает расширением полномочий Евразийской экономической комиссии.
Однако против этого выступает Нур-Султан. Президент Казахстана Касым-Жомрат Токаев считает недопустимым, чтобы на двусторонних торговых переговорах с третьими странами присутствовали представители Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Он требует, чтобы аппарат ЕЭК на уровне руководителей среднего звена комплектовался не пропорционально доле участия каждой страны, а равными долями. Другими словами, он возражает, что большинство сотрудников — россияне.
Токаеву в принципе не понравилась "стратегия", он считает, что она ущемляет суверенитет Казахстана и не отвечает принципу "разумной достаточности".
"Представители комиссии анонсировали принятие главами государств стратегии. Я думаю, это неуместное забегание вперед. Проявляется честолюбие представителей комиссии (читай россиян). Мы должны дополнительно обсудить документ и избежать критики со стороны наших обществ", — заявил казахстанский лидер.
Он назвал авторов стратегии неадекватными людьми, не понимающими, что ни о какой "углубленной интеграции", и уж тем более объединенном надгосударстве речи идти не может.
"ЕЭАС — экономическая организация, призванная сделать нас всех вместе чуточку богаче, но никакой передачи значимых суверенитетов не будет", — добавил президент Казахстана.
Токаев в этом плане раскритиковал слишком масштабное расширение союза в сферах культуры и образования.
Этот демарш Токаева Путин как бы не заметил, в своем выступлении он, наоборот, всячески приветствовал расширение интеграции и говорил о стратегии, как о деле решенном.
"В целом, на наш взгляд, получился масштабный документ. Его принятие создаст надежную основу для углубления интеграций. Проект практически согласован, за исключением пункта о формировании общего ценообразования на газ — этот вопрос с формулой можно было бы отложить для отдельного рассмотрения в рамках комиссии", — заявил Путин.
Таким образом, видно, что противоречия в ЕАЭС усугубляются. Россия не хочет быть "матерью" для тех, кто за ее счет хочет налаживать отношения с Западом (иначе почему Армения, например, содержит американские биолаборатории, куда россиянам путь закрыт, а Белоруссия не соглашается на российское военное присутствие и, в то же время, участвует в натовских учениях, а Казахстан подписал с США договор о стратегическом сотрудничестве). А партнеры не согласны с тем, что Москва хочет их этого удобного положения лишить. Не пора ли Кремлю закрывать этот проект, учитывая печальный опыт работы с Украиной: мы ей преференции и рынки, а она нам ненависть?
Как сказал "Правде.Ру" директор института ЕАЭС Владимир Лепехин, в мире идет очень серьезная борьба различных видов силы — внутри Соединенных Штатов, между Соединенными Штатами и Китаем, внутри Евросоюза.
Евразийский союз, по его словам, не исключение, потому что постсоветсткое пространство "очень сильно зависит экономически от мировых центров". Не случайно государства ЕАЭС проводят многовекторную политику и ждут, как закончится схватка между двумя моделями глобализации: условными американскими демократами, которые навязали нам пандемию коронавируса, вакцинацию, цифровизацию, чипизацию" и условными республиканцами, которые пытаются переделать финансовую систему мирового управления в виде нескольких валютных зон или свободных торговых зон, сказал Владимир Лепехин.
По его мнению, "у Евразийского союза, в этих обстоятельствах, безусловно, очень хорошая перспектива, потому что другого способа организации этого колоссального пространства Северной Азии, Евразии просто нет".
Постсоветские страны, которые выбиваются из этого пространства: Грузия, Молдавия, Украина, страны Прибалтики их " ждет печальный конец, потому что он попадают "в экономический тупик".
"На западе от России — Украина, на востоке — Казахстан. По потенциалу при выходе из СССР они были примерно одинаковы, даже у Украины он был больше. Но мы видим, какая разница в их сегодняшнем состоянии. Почему? Потому что Казахстан сделал выбор в пользу Евразийского союза, а Украина мечется между русским миром и европейским, она разорвана на части и этот процесс будет продолжаться", — заметил Владимир Лепехин.
"Поэтому надо спокойно относиться к тем неоднозначным процессам, которые сегодня происходят в ЕАЭС. Тем более, естественно, элиты мечутся, политики делают разные заявления, цену себе набивают и прочее. Но объективный процесс такой — никуда мы не денемся от Евразийского союза, от реинтеграционных процессов этого пространства", — резюмировал Владимир Лепехин.
Читайте по теме: Константин Затулин о мигрантах и будущем Евразийского союза
Не договорились по тарифам на газ: ЕАЭС на грани развала?