Гуманитарная помощь России принята США и Европой. Грядёт ли потепление политического климата?
Главный редактор "Правды. Ру" Инна НОВИКОВА и научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений имени Евгения Примакова Российской академии наук Александра БОРИСОВА обсудили российскую помощь США и Италии во время пандемии коронавируса.
Читайте начало интервью:
Американцы никогда не будут менять Конституцию, даже ради коронавируса
Два триллиона долларов на соломку для испуганного американца
Переизберут ли Трампа? Как США готовятся к президентским выборам в условиях эпидемии
— Россия оказала посильную помощь в борьбе с коронавирусом нескольким странам. Итальянцы плакали, когда видели машины оборудования от нас, которые шли в их больницы. Россия помогла и США. Почему, если у них развитое здравоохранение? Не Испании, не Франции, не Германии, не каким-то более слабым странам отправилась наша помощь? Почему США?
— А вы слышали заявления американской стороны, что Соединённые Штаты у нас эту помощь купили, что это не гуманитарная помощь? Не знаю даже, как к ним относиться.
— Хороший бизнес, ничего не могу сказать. А кто это заявил? Насколько авторитетные источники?
— В американской прессе мелькают такие заявления.
— Ну, в прессе! Когда российские эпидемиологи, вирусологи прибыли в Италию, тамошняя "Stampa" такое зажигала! Оккупанты. Сапоги военных на наших улицах. Они на самом деле не помогать приехали, а военной формой хвастать. Нет, пресса, вряд ли может быть источником.
— Думаю, вопрос ещё и политический. В любом случае, оплачивали США эту помощь или нет, её получение означает, что у них есть нехватка подручных средств, медицинского оборудования. Производство работает на полную катушку, но… Некоторые американские заводы перепрофилированы на производство масок, стерилизаторов, дыхательных аппаратов. А помощь государство принимает. Или покупает.
— Повлияет ли этот в любом случае гуманитарный эпизод на улучшение отношений между нашими странами?
— После терактов 11 сентября наш президент позвонил американскому. Это все помнят. Сейчас тоже мир наблюдает дружественную руку, протянутую США Россией, несмотря на громкие обвинения первых, на отчётливое похолодание отношений.
Это не означает, что Соединённые Штаты нас прямо завтра полюбят снова. Обвинения в кибератаках, вмешательстве в выборы так быстро не забываются. Но построить на их эксплуатации предвыборную гонку — 2020 они уже не смогут.
Отношение рядовых американцев к России не такое уж и плохое. Четверть американского населения хорошо относится к России — не просто нейтрально, а хорошо. А четверть американского населения — это больше, чем половина населения России, если в абсолютных цифрах порассуждать.
Если на консолидацию обществ мировых стран, протянувших друг другу руку помощи, посмотреть в глобальном масштабе, имиджевый фактор окажется очень весомым.
— Кто использует этот имиджевый фактор? Пиарщики Госдепартамента или Белого дома? Или он важен для обычных людей?
— Это восстановление образа России, превращение её из страны-агрессора и нарушителя статус-кво и международного права, репутацию которых мы заработали в 2014-м и в 2016 году, в адекватного мирового партнёра, достаточно сильного, способного действовать не только в своей сфере влияния, но и взаимодействовать, оказывать помощь в том числе Соединённым Штатам.
— Александра Романовна, не могу не отметить ваше критичное замечание о нашем статусе чуть ли не оккупантов. Помните 1883-й? Тогда Советский Союз в глазах мировой общественности стал "империей зла", и назвал его так американский президент Рональд Рейган.
Что случилось в наших отношениях в 2014-м? Наивно думать, что Крым стал истинной болью для американцев. Они знать не знали, где этот Крым находится и что из себя представляет. Тем более не знали, что Крым был российским ещё до того, как стал турецким.
Так разве наши действия послужили отправной точкой охлаждения отношений или всё-таки желание американцев показать врага? Американцев, потому что они стоят во главе НАТО, альянса стран, которые послушно повторяют то, что хочет Вашингтон.
— И то, и то. Похолодание намечалось давно, с косовских событий.
— Независимость Косово американцы признали.
— Я имею в виду бомбёжку Белграда. Так что похолодание наметилось давно. Более ощутимым стало после мюнхенской речи Путина. И усиливалось, усиливалось… Вы правы, 2014-й не стал для американцев откровением. И последней каплей не стал. Но стал удобным поводом показать на врага пальцем. Мы допустили промах в том, как это подали.
— А как мы это подали? Как должны были?
— Оставим эту тему для другого разговора. Не хотела бы сейчас в неё уходить.
— На самом деле это очень интересно. У государства нет хороших или плохих — у государства есть национальные интересы. Если государство действует так, как ему выгодно, это правильно. И действовать надо так, чтобы не обижать своих за счёт дипломатии с другими. Программе "Точка зрения" будет интересно узнать мнение кандидата политических наук и научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений имен Евгения Примакова Александры Борисовой по этому вопросу. Назначим новую встречу, Александра Романовна.
— Спасибо!
Подготовила Юлия Вельможина.