Что происходит в Нагорно-Карабахской Республике? Как там живут простые люди? Какова обстановка на границах? Кто и как контролирует положение? И есть ли реальные перспективы урегулирования этого длительного конфликта?
Достигнут ли какой-то прогресс на переговорах? Какой должна стать Армения, чтобы защитить свои интересы по Нагорному Карабаху?
Об этом обозревателю "Правды.Ру" Любови Степушовой рассказал представитель Нагорно-Карабахской Республики в России Альберт Андрян.
Читайте начало интервью:
Нагорный Карабах: новые подходы к неизменной позиции
Карабах остался в СССР, когда Азербайджан из него вышел
Роль России в урегулировании карабахского конфликта — мнение НКР
— Альберт, в любом случае все-таки какой-то выход из затянувшегося конфликта нужно искать. Какова сейчас обстановка на границе? Там находятся какие-то посредники, наблюдатели международных организаций?
— Есть периодические мониторинги, которые проводят
Такой мониторинг проводится по всей линии соприкосновения наших и армянских вооруженных сил с одной стороны и вооруженных сил Азербайджана с другой. Армении это тоже касается, потому что там есть непосредственная граница с Нахичеванской Автономной Республикой, это уже граница Армении, и значит, та линия соприкосновения, в которой Карабах непосредственно соприкасается с азербайджанской территорией.
Там постоянно проводятся какие-то мониторинги, ведется видеонаблюдение и т. д.
Нашей стороной на разных переговорах уже не раз было предложено усилить миссию наблюдателей и оснастить все эти территории соприкосновения техническими средствами, которые могли бы полностью давать реальную картину происходящего.
Тогда международные наблюдатели могли бы сразу видеть, кто нарушает, а кто не нарушает. Но Азербайджан-то отказывается от этого.
— В Донбассе, несмотря на военное положение, есть пропускные пункты, и люди все-таки туда-сюда ходят и ездят. Есть ли у вас какие-то приграничные контакты между простыми людьми, или граница наглухо закрыта?
— Нет, у нас никаких контактов нет. Там есть граница, есть определенная нейтральная территория.
— Ров там, да?
— Да, и по ту сторону границы — азербайджанские силы, по эту сторону — наши. И постоянная снайперская война идет. И вот мы как раз страдаем от этих снайперов.
— Какие-то общественные, посреднические организации ведут диалог? Или это происходит только на правительственном уровне?
— Раньше — да, были такие попытки организовать общественность, но они ни к чему не привели, потому что, опять-таки, сторонами они оцениваются по-разному.
Совсем недавно были посещения азербайджанскими журналистами Армении и армянскими журналистами Азербайджана.
Такие единичные акции, конечно, не могут иметь успех, но они нужны, ведь мы же понимаем, что без установления какого-то доверительного отношения мы не сможем никуда продвинуться. Ведь основное препятствие как раз в том, что мы просто друг другу не доверяем. И поэтому решать какие-то вопросы в таких условиях абсолютно беспочвенно и бесперспективно.
— Как вы все же видите решение этого конфликта? Тем более, что некоторые политики считают, что Армения должна быть сильной, могущественной страной и только тогда можно добиться успеха и решить эти проблемы. Что значит могущественной?
— Я не думаю, что есть такой человек, который не хотел бы могущества своего государства. Видимо, это было сказано из этих позиций и с позиции того, что Армения — маленькая и зажатая со всех сторон. Поэтому она должна иметь сильную армию и должна быть экономически сильно развита для того, чтобы просто противостоять этим вызовам.
Это тем более актуально, что у нас не совсем благоприятное соседство.
На сегодняшний день Нагорный Карабах вместе с Арменией находятся чуть ли не в полной изоляции, любое сообщение с другими странами крайне затруднено, а по большинству направлений просто совершенно невозможно.
— Турция, кстати, совсем закрыла границу?
— Да, Армения находится в полнейшей блокаде. Единственная дорога в Россию и дальше на Запад идет через Грузию. Только через Грузию есть связь с Россией. И есть непосредственно граница Армении с Ираном. Вся остальная приграничная территория для Армении закрыта. Это очень серьезный тормоз для экономического развития Армении, так как мы знаем, что экономика развивается только на основе торговли.
— Конечно, тем более, что Армения — член Евразийского экономического сообщества.
— Да. И вот все это накладывает, конечно, свой отпечаток на экономическое состояние Армении.
Но я думаю, что за тот период относительного, так скажем, спокойствия и мира Армения добилась неплохих результатов.
И на сегодняшний день она в принципе достойно представляет себя в Евразийском союзе. Мы стараемся со всеми находить точки взаимовыгодного взаимодействия. Всем и во всем надо развиваться и идти вперед.
Беседовала Любовь Степушова
К публикации подготовил Юрий Кондратьев