Эксперт: России выгодна паспортизация Донбасса

Сегодня, 13 мая, глава минтруда России Максим Топилин рассказал о том, что нагрузка на ПФР от получения российского гражданства жителями Донбасса "не будет критичной".

Почему Россия приняла решение о паспортизации Донбасса? Кто скоро станет новыми гражданами России из Донбасса? Правильно ли оставлять гражданам украинские паспорта? Насколько паспортизация будет массовой? Сколько Россия затратит на пенсионное обеспечение новых граждан?

Об этом "Правде.Ру" рассказала председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.

Читайте начало интервью:

Украина теряет своих граждан миллионами

Лариса Виленовна, как вы думаете, почему жителям Донбасса при получении российского гражданства украинский паспорт тоже оставляют? Если уж человек решил стать гражданином России, то ему надо бы сдать украинский паспорт. Почему такого нет?

— С гуманитарной точки зрения это очень правильно. соглашусь. С точки зрения международного права Россия не ставит людей в безвыходное положение. И если бы было такое условие, то украинские власти и их западные кураторы могли бы сказать: "Вот видите, человек должен выбрать — либо быть российским гражданином, либо украинским, их заставляют отказаться от украинского гражданства". Но такого нет, никто не заставляет.

Конечно, если человек подает заявление на гражданство России в обычном порядке, то он обязан написать заявление об отказе от другого гражданства и направить его в посольство. Это тоже правильно. Но там ведь находятся на самом деле миллионы людей в жутких и опасных условиях.

Точно так же и крымчан не заставляли сдавать украинские паспорта. А сейчас точно так же и дончан. Я считаю, что это совершенно правильно, это подчеркивает гуманитарную миссию в решении проблемы. Россия помогает людям, а не ставит их в безвыходную ситуацию перед выбором: либо у вас российский паспорт, либо украинский.

— Все-таки есть разговоры, что некоторые люди, уже имеющие российский и украинский паспорта, также получают сразу две пенсии…

— Этого не может быть, потому что этого не может быть вообще никогда и никак. Действительно, очень любят некоторые деятели и обыватели говорить, что они будут получать две пенсии. Во-первых, на территории ЛНР и ДНР Украина не платит пенсии вообще.

— Но люди могут же выезжать на украинскую территорию?

— Нет, для того, чтобы получать украинскую пенсию, нужно регулярно, раз в два месяца быть зарегистрированным за пределами ЛНР, ДНР. Причем каждые два месяца там проходят верификации, там проверяют, действительно ли человек живет там, или приезжает только за пенсией. В результате меньше 100 тысяч человек из миллиона пенсионеров с территории ЛНР, ДНР получают пенсии от Украины.

Это реально те люди, которые выехали с этой территории и действительно живут на территории, подконтрольной Киеву. У меня очень много там всяких знакомых, товарищей по работе, по общественной деятельности, и никто из них не может получить украинскую пенсию, потому что она обставлена такими условиями, выполнить которые нельзя.

И, по международному соглашению между Россией и Украиной, невозможно получить одновременно украинскую и российскую пенсию, даже если у человека два паспорта. Если человек получает российскую пенсию, например, уже в Россию переехал, то для получения здесь пенсии он должен привезти с Украины справку, что он там не получает пенсию. Тогда ему начислят пенсию здесь, в России. Если он уезжает на Украину и подает там на пенсию, там требуют справку из России, что он не получает пенсию в России.

Поэтому все эти рассказы про две пенсии — выдумки. Максимум, что я могу допустить, что некоторые, просто единицы пенсионеров, умудряются разово или какое-то недолгое время получать одновременно пенсию ДНР и украинскую.

Вот это может быть, если это еще физически крепкие и сильные люди, которые могут преодолевать совершенно немыслимые препятствия, по десять часов стоять в очередях на блокпостах линии пересечения, раз в два месяца приезжать платить деньги, чтобы зарегистрировали, получать и возвращаться обратно. Но эти пересечения фиксируются, их СБУ контролирует. Возможно, бывают такие, конечно, но это просто единицы.

— Многие ли из донбассцев переедут жить в Россию? Или все-таки большинство останется с гражданством там?

— Конечно, большинство останется там. Я думаю, что если и переедут теперь многие, то это как раз та наиболее желаемая часть населения, которую Россия хотела бы принять. Донецкая и Луганская области — это промышленные, развитые регионы с высококвалифицированной рабочей силой. Сейчас в России остро не хватает слесарей, токарей, монтажников, электриков…

И люди этих специальностей как раз и работали на предприятиях Донецкой и Луганской областей. То есть это как раз очень желаемые мигранты, которых с удовольствием как соотечественников примет Россия. Старики, конечно же, не поедут. Пожилые люди из-под обстрелов не выезжают никуда далеко, даже к родственникам.

У меня есть очень близкие друзья в Горловке. Это самое опасное место, под обстрелами все. Когда там начинаются обострения, я их умоляю: "Уезжайте, мы вас здесь как-то устроим, пересидите хоть какое-то время". Всегда отвечают: "Нет, мы здесь останемся, у нас квартира, домик, сад, огород, мы будем на дачу ездить". В общем, начиная с определенного возраста, люди очень трудно срываются с места. Поэтому, конечно, там многие останутся, но какие-то молодые, энергичные, образованные могут переехать.

Смотрите видео интервью полностью: Кто они — миллионы новых граждан России из Донбасса?