Москва приняла политическое решение, возобновив закупки газа из Туркмении. В понимании Путина страны СНГ — это зона его ответственности, считает эксперт Игорь Юшков.
"Газпром" возобновил импорт газа из Туркмении. "Туркменгаз" на своем веб-сайте заявил, что поставки газа возобновляются "после торговой паузы, инициированной Газпромом в начале 2016 года". Компания не упоминает объем экспорта в Россию и стоимость новой сделки. Не раскрывает детали и "Газпром".
Алексей Миллер привез новый контракт из Ашхабада после встечи с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым 27 марта. В соответствии с контрактом, в период до 30 июня 2019 года планируется приобрести до 1,155 миллиарда кубометров туркменского природного газа, говорится в сообщении "Газпрома".
До 2009 года относительно дешевый импорт газа из Туркмении и других стран Центральной Азии позволил России увеличить экспорт в Европу. В экспортном портфеле "Газпрома" туркменский газ занимал около 20 %. Однако в 2009 году на одной из компрессорных станций газопровода "Средняя Азия — Центр" произошел взрыв. Ашхабад обвинил в этом "Газпромэкспорт", который, по утверждению туркменской стороны, без предварительного уведомления сократил объемы отбираемого газа, что не позволило вовремя изменить технологический режим работы.
Под скандалом просматривалось желание экспортировать газ выгоднее. С Россией действовал контракт, поэтому Ашхабад решил поскандалить с Москвой и под этим "соусом" переориентироваться на Китай и Иран. В 2015 году "Газпром" и "Туркменгаз" не смогли договорится о новой цене. По некоторым данным, Туркмения предлагала цену около $300 за 1 тыс. куб. м, а "Газпром" покупал по цене $196 за 1 тыс. куб. м.
Прекращение экспорта газа в Россию, а с начала 2017 года и в Иран (который стал разрабатывать собственные месторождения) серьезно подкосило экономику Туркмении, сильно зависящую от углеводородов как источника твердой валюты. Ставка на Китай тоже не оправдалась. Цена поставок газа туда не только низкая, но и идет в счет кредитов. К тому же из четырех запланированных линий трубопровода до сих пор построены только три ветки общей мощностью 55 млрд куб. м, из которых за Туркменией зарезервировано лишь 35 млрд куб. м.
В Туркмении уже больше года тяжело с продовольствием и предметами первой необходимости, действует карточная система, черный валютный рынок, ограничена трудовая миграция. При этом отменяют все больше социальных льгот. Так, с 1 января этого года вступило в силу решение об отмене коммунальных льгот. Ранее вода, газ и электричество были практически бесплатными для граждан.
Как сказал "Правде.Ру" ведущий эксперт Фонда национальной Игорь Юшков, "нет никакого экономического смысла закупать в Туркмении газ, мы свой не можем продать". По мнению эксперта, здесь присутствуют " исключительно политические договоренности, потому что, если мы не будем закупать газ, то у них будет продолжаться голод, нестабильность и дальше история по типу Сирии и Ирака".
"Я думаю, что Путин просто считает, что лучше мы будем экономически им помогать, чем у них начнется хаос. В понимании Путина страны СНГ — это зона его ответственности. Экономическая логика была бы обратная: пусть у них начнется хаос, они перестанут добывать, тогда мы будем поставлять газ в Китай вместо них", — отметил Игорь Юшков.
Заметим, что Запад рассчитывал на туркменский газ, как на альтернативу российскому, особенно после того, как было урегулирован статус Каспийского моря и можно было бы, минуя территорию России, поставлять газ в Европу через "Южный коридор". Но самостоятельно у Туркмении проложить трубу по дну Каспийского моря не получится, а вкладываться европейцам самим — дорого и рискованно.
Для России же, закачка туркменского (хочется надеется, что дешевого) газа в трубопроводную систему "Газпрома", позволит его поставлять как в Европу по "Северному потоку" , так в Азию по "Силе Сибири". Данный случай подтверждает одну простую истину: без России странам бывшего СССР невозможно достойно существовать. Даже с природными богатствами, даже с желанием Запада их прибрать к рукам. А недостойно, конечно, можно.
Читайте по теме:
Китай торгуется с "Газпромом". Кто уступит?